Реставрация: как возвращают краски картинам?

Культура

Возрождать не людей, а время. Это о работе реставраторов. Потребность в квалифицированных кадрах сегодня велика: восстановления требуют архитектурные памятники, картины и предметы искусства. Сами мастера говорят: в их профессии главное любить работу, которая помогает «лечить» картины.

Работа реставратора всегда за кадром. А ведь Елена Росина – творец и врач одновременно. Каждую картину нужно раскрыть, говорит Елена. Разгадать автора, понять его настроение и задачи. И тогда проще будет повторить мазки художника, подобрать нужный оттенок красок. Легче всего, говорит реставратор, ей восстанавливать картины, созданные в XX веке. А вот когда к ней попадают работы мастеров века семнадцатого и старше – становится сложнее. Тогда художники сами вручную создавали красители, и добиться 100% совпадения непросто. А порой реставратор открывает полотно миру: под одним слоем краски может скрываться другая картина.

Елене, как и многим реставраторам, в свое время предлагали заняться подделкой полотен. Но мастер с 30-летним стажем рассказывает: когда имеешь возможность прикасаться кистью к оригинальным шедеврам, то никогда не станешь писать копии. Кстати, зачастую реставраторы помогают определять не только подлинность картины, но и авторство. Например, в мастерской художественного музея холст, числящийся в каталоге, как работа Сергея Грибкова, в то время как на полотне обнаружили подпись другого мастера – Николая Грибкова.

Елена отмечает: к счастью, ей не приходится восстанавливать полотна в совсем аварийном состоянии. Как, например, 30 лет назад в Эрмитаже психически больной мужчина облил картину Рембрандта «Данаю» серной кислотой, реставраторы приводили в порядок почти треть полотна. Но как не вечно творение художника, так и любая восстановительная работа не вечна. Тем не менее, пока произведением искусства любуются зрители, полотно живет.

Комментарии

Комментировать: