Жестокость войны в Сирии — глазами художника. В Рязани открылась выставка сирийца Низара Сабура. На картинах — древние стены памятника Всемирного наследия Пальмиры до войны и воспоминания о ней. Уже после того, как исламисты частично ее уничтожили. О чем еще рассказывает зрителям художник?
Сначала Низар Сабур подводит к картинам, которые он писал в Пальмире до войны. Обращает внимание на разноцветье красок, за которые некоторые критики его упрекали. Дескать, нет таких оранжево-голубых стен в Пальмире, а он видел. Признался мастер и в сокровенном, оказывается, прямо перед войной он предчувствовал беду. И рука, будто сама по себе добавляла в картины черный цвет.
Вопрошающие лики святых на стенах Пальмиры, будто тоже о чем-то предупреждали, но злая сила оказалась сильнее. А художник продолжает писать Пальмиру, только картины стали уже другие. Они словно вынуты из огня. С окаменевшими лицами сирийцев. Многие из его последних работ еще никто не видел. Мастер признается, что считает Россию своей второй родиной, и поэтому первой выставку увидели рязанцы.
Низар Сабур живет в Дамаске, но знает русский язык. В 80 годы прошлого века он окончил в Москве Строгановское училище. На выставке вспоминала его сокурсница.
Не только Пальмиру, но и маленький горный городок Маалули захватили исламисты, осквернив древний монастырь святой Феклы - одной из первых христианок Сирии. После освобождения города художник побывал там.
Низар Сабур признался, что когда он вошел в разрушенный город, то будто окаменел. Так оглушило его святотатство. Ведь за всю свою 10-титысячную историю никто до сегодняшнего времени не осмеливался покушаться на эту древнюю цивилизацию.
Но на этом, будто обугленном черном полотне, как свет надежды, видны огни. Художнику веришь. Сирия восстанет из пепла. Уж очень глубоки ее духовные христианские корни.