Сирийский художник показал рязанцам свою родину

Культура

Жестокость войны в Сирии — глазами художника. В Рязани открылась выставка сирийца Низара Сабура. На картинах — древние стены памятника Всемирного наследия Пальмиры до войны и воспоминания о ней. Уже после того, как исламисты частично ее уничтожили. О чем еще рассказывает зрителям художник?

Сначала Низар Сабур подводит к картинам, которые он писал в Пальмире до войны. Обращает внимание на разноцветье красок, за которые некоторые критики его упрекали. Дескать, нет таких оранжево-голубых стен в Пальмире, а он видел. Признался мастер и в сокровенном, оказывается, прямо перед войной он предчувствовал беду. И рука, будто сама по себе добавляла в картины черный цвет.

Это была попытка делать картину по чувству о Пальмире. Это сердце Сирии. Для художника это очень важно. Взять впечатление и начать работу.
Низар Сабур, художник, профессор Дамасского университета

Вопрошающие лики святых на стенах Пальмиры, будто тоже о чем-то предупреждали, но злая сила оказалась сильнее. А художник продолжает писать Пальмиру, только картины стали уже другие. Они словно вынуты из огня. С окаменевшими лицами сирийцев. Многие из его последних работ еще никто не видел. Мастер признается, что считает Россию своей второй родиной, и поэтому первой выставку увидели рязанцы.
Особенность Сабура в том, что в его творчестве сплетены как восточные, так и западные традиции. Сочетание разных стилей, направлений, столкновений разных цивилизаций — все живет в его работах.
Галина Торопова, искусствовед

Сильное впечатление! Он народные традиции использует, как современный художник для выражения своих образов.
Василий Колдин, директор Рязанского художественного училища имени Вагнера.

Низар Сабур живет в Дамаске, но знает русский язык. В 80 годы прошлого века он окончил в Москве Строгановское училище. На выставке вспоминала его сокурсница.
В Москве его сокурсники по вечерам отдыхали, а он каждую минуту рисовал, осваивал русскую живопись. Мы дружим до сих пор. Его душа не изменилась. Она такая же добрая, хотя из-за известных событий в нем много боли.
Елена Кураксина, сокурсница Низара Сабура.

Не только Пальмиру, но и маленький горный городок Маалули захватили исламисты, осквернив древний монастырь святой Феклы - одной из первых христианок Сирии. После освобождения города художник побывал там.
Низар Сабур признался, что когда он вошел в разрушенный город, то будто окаменел. Так оглушило его святотатство. Ведь за всю свою 10-титысячную историю никто до сегодняшнего времени не осмеливался покушаться на эту древнюю цивилизацию.
Вы знаете, я не мог поверить, что есть люди, которые могут это сделать. Но это война, когда все стало черным.
Низар Сабур, сирийский художник

Но на этом, будто обугленном черном полотне, как свет надежды, видны огни. Художнику веришь. Сирия восстанет из пепла. Уж очень глубоки ее духовные христианские корни.

Комментарии

Комментировать: