Скопинские мастера гончарного искусства прославляют регион

Культура

Скопинская керамика представлена более чем в 40 музеях страны, в том числе в Русском и Этнографическом музеях Санкт-Петербурга и в Историческом музее Москвы. Кстати, скопинские гончары приехали из столицы, где приняли участие в одной из экспозиций.

За уверенными движениями рук порой не поспевают даже мысли - берешь кусок глины и начинаешь лепить, говорит Елена. И вот уже безликая форма превращается в блюдо – лепесток, так рождается авторская коллекция посуды.

Нужен навык в прорезке, у нас получается ажур, раньше такого не было у нас. Это все вот новое – изобретаем.
Елена Воротникова, разработчик новых видов продукции фабрики Скопинской художественной керамики

Дальше эти вазы и кашпо ждет двухэтапный обжиг. В промежутке их покроют глазурью характерных для скопинской керамики оттенков. Сегодня в массовом производстве фабрики больше девятисот позиций  от традиционных кумганов до эксклюзивных спортивных кубков или новогодних сувениров. Скопинскому гончарному промыслу уже больше трёх столетий, в прошлые века он был основой процветания города.
В начале прошлого века Скопин уже был одним из признанных центров гончарного искусства. На маленький город приходилось полсотни мастерских. Однако время наложило отпечаток - многие гончары объединились в артель, которая позже послужила основой для создания фабрики художественной керамики.
Руки гончара подобны рукам создателя, их тепло и сила превращают невзрачный материал в произведения искусства. Авторский стиль скопинцев узнают многие ценители ремесла. Недавно мастера представили свои работы в Московском Манеже - экспозицию посвятили юбилею первой в истории России кустарной выставки. А скоро вновь в Москву, но уже на ежегодный Всероссийский конкурс «Ладья Зимняя сказка» В такой популяризации ремесел есть элемент государственной поддержки. Но этого мало, признаются гончары.
Хорошо бы вспомнить, как работала Росизопропаганда. Мы ни одну выставку не возили назад, у нас все закупали музеи.
Татьяна Голованова, Народный художник России, главный художник фабрики Скопинской художественной керамики

Сегодня авторы вынуждены считаться с рынком, подстраиваясь под спрос. И в то же время оставаться хранителями традиций. Это довольно сложный компромисс, но именно поэтому начинающий гончар обязательно проходит стадию копирования работ известных мастеров. И только после, прочувствовав руками ремесло, позволяет себе творческую вольность.

Комментарии

Комментировать: