В Рязанской области возрождают институт сельских старост

Общество

Осенью областная Дума приняла закон, который определяет статус общественных помощников глав поселений и их полномочия. Пока работа не будет оплачиваться, но в дальнейшем власти обещают пересмотреть этот вопрос.

Пока зимнее солнце лениво встает над селом, у старенькой покосившейся калитки четвероногий сторож уже слышит быстрые шаги, разносящие по пустынной улице негромкий снежный хруст, это сельский староста спешит к бабушке Александре.

Будни глубинки похожи один на другой, как кружки из сервиза, сетует Александра Тимофеевна. Вот и родственники из города приезжают все реже. Вся надежда на старосту, в череде своих дел пожилую односельчанку не забывает, в магазин за продуктами сходит, поможет счета оплатить, спросит про здоровье, да и просто поговорит по душам. Но сегодня рассиживаться некогда, пришел черед готовиться к праздникам, начали с занавесок.

Первые сельские старосты появились в России в середине 19 века. Строгие, чинные, с особыми медалями на груди. Да и полномочия у них были гораздо шире, чем сегодня, старостам доверяли и штраф при необходимости наложить и даже под арест отправить. За работу полагалась зарплата: 3 рубля, немного, но должностью своей все старосты дорожили. Впервые после революции о сельских начальниках из народа вспомнили порядка 10 лет назад. Со временем на радость всем забытую сельскую традицию узаконили.

«Поминаю за здравие. А как же? Дай всем здоровья Господи. Вот она меня и держит, пока топчусь», - говорит о старосте Александра Панфёрова, жительница с. Петрово.

Петрово - поселение большое, а потому на сходе решили, одной старосты селу мало, и выбрали сразу трёх. Сегодня закон это позволяет, должность старосты и его полномочия закреплены законодательно. У каждого свой участок, свои заботы, проблемы села решают в перерывах между основной работой, ведь в отличие от прежних современные старосты – альтруисты, денег за работу им никто не платит, а потому трудятся не за страх, а за совесть.

Сегодня старосты есть в большинстве сёл. В деревне Горки Спасского района, например, эту должность бессменно на протяжении вот уже 10 лет занимает Светлана Яковлева.

«Рабочего дня нет, я просто живу со своими соседями, это моя жизнь», -  Светлана Яковлева, староста с. Горки.

Сегодня институт старост вернулся в большинство рязанских сел, начальника из народа, как и раньше, выбирает сход, но забот у старост прибавилось, ведь село в современном мире, как старинная шкатулка, при неправильном обращении может и сбой дать, вот и пытаются рязанские старосты наладить тонкий механизм взаимодействия русской патриархальности с современностью.

 

Комментарии

Комментировать: