Массовой гибелью пчел займутся федеральные прокуроры

Общество

Любителям меда в этом году, похоже, придется умерить свою страсть к сладкому продукту. Проблема массовой гибели пчел уже достигла всероссийского масштаба. Медоносных насекомых губят ядовитые пестициды, которые аграрии распыляют на полях, уверены пчеловоды. Общий ущерб эксперты уже оценили в триллион рублей. В Госдуме обеспокоились всерьез — представители комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям собираются обратиться в Генеральную прокуратуру. А сегодня проблему обсуждали в Рязани.

К этим ульям теперь можно подходить без специального снаряжения - никто не ужалит. В начале июля на пасеке Геннадия Рыжова в Ряжском районе погибли медоносные пчёлы. Те, что остались живы - очень слабы.

Пасечники уверены, всему виной агрессивные ядохимикаты, которыми в начале июня местное предприятие обрабатывало горчичные поля. В качестве доказательства они сняли видео.

Фермеры негодуют, о дате обработки полей их не предупредили, хотя были обязаны это сделать, как минимум, за 3 дня. Теперь Геннадию придется практически с нуля восстанавливать бизнес.

«Где-то процентов 60-70 лётной пчелы у меня пострадали», - сказал пасечник Геннадий Рыжов.

Падёж медоносных пчёл в этом сезоне не только в Ряжском районе, но ещё в Рязанском, Пронском, Шиловском, Милославском. В последнем, в середине мая погибло больше тысячи семей. Экспертиза показала, что крылатые насекомые отравились гербицидами, в состав которых входила дихлорфеноксиуксусная кислота - именно этим химическим веществом обрабатывали поля сельхозпредприятия. Кроме того, выяснилось, что гербицид под названием «Гренч», который также использовали аграрии, нельзя было распылять с воздуха.

Массовая гибель пчел отмечается в 15 регионах России. Одна из причин, в том, что в стране нет контроля за использованием ядохимикатов сельхозпредприятиями. Раньше его вел Россельхознадзор. Но 8 лет назад ведомство лишилось таких полномочий. Теперь за тем, какие пестициды распыляют аграрии и в каком количестве, никто не следит. Ещё одна проблема - определить в лабораторных условиях, какими именно химическими веществами отравилась пчела очень сложно.

«Никто практически не работает с мёртвыми погибшими медоносными пчёлами, никто не аккредитован по этому направлению. И это основная, естественно, причина. Не везде есть специалисты, которые визуально могут определить, доказать», - сказала Анна Брандорф, директор Федерального научного центра пчеловодства.

Массовую гибель пчел на заседании круглого стола в ОНФ сравнили сегодня с экологической катастрофой. Ведь коллапс скажется не только на кошельке потребителей - цены на мед, вероятно, вырастут, но и на урожайности сельхозкультур - опылять поля просто будет некому. Что необходимо предпринять, чтобы подобного больше не было, активисты обсудили с Россельхознадзором, Минсельхозом, представителями районных администраций, прокуратуры и самими пасечниками.

«Чётко прописать и в ближайшее время ответственность тех лиц, которые явно нарушили правила применения пестицидов, приведших к гибели семей. И второе - те, официальные лица, которые ответственны за проведение надзора, исследовать причины, почему это произошло и чётко дать ответ пчеловодам и найти возможность компенсировать их потери», - сказал Владимир Юдин, эксперт ОНФ.

Тем временем, некоторые пасечники уже готовят иски в суд. Однако, штраф в 10 тысяч рублей, который в случае доказательства вины придётся заплатить сельхозпроизводителям, не компенсирует убытки пчеловодов.

Комментарии

Комментировать: