В неравный бой цифровизации с грамотностью вступает политика. Сохранение русского языка — задача, поставленная Президентом

Общество

В стране заговорили о русском языке, необходимости хранить его традиции и оберегать от влияния извне. Первым, кто обратил внимание на родной язык — Владимир Путин. Последнее заседании президентского Совета он начал с заявления о поддержке образовательных программ.

Константин Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

Сегодня то ли классиков стали читать меньше, то ли времени на рефлексию не остается, в любых ситуациях на улицах горожане предпочитают использовать пару тройку устоявшихся выражений, жаргонную лексику, нередко мат или модные молодёжные словечки. Единственным словом «огонь» сегодня можно, кажется, описать любое переживание: от изумленного восторга до бескрайнего сожаления.

Неравный бой с грамотностью ведет цифровизация. С ошибками сегодня пишут не только комментарии, но нередко и заголовки интернет-статей.

А ведь Пушкин предупреждал: «Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка». Всё началось с 2011 года, когда часы русского языка и литературы в школах начали урезать. В 5-6 классах русский сократили на 3 часа в неделю, в 7 - на один. В старших классах на время отменили сочинения. Новая программа - новые учебники.

У нас зачастую не хватает времени для закрепления материала, а ведь дети усваивают по-разному
Ирина Золотова, учитель русского языка.

Ирина Золотова - учитель частного рязанского лицея. Педагог объясняет, здесь в отличие от государственной школы есть возможность скорректировать программу.

В базисных планах, одобренных министерством, часов русского и литературы действительно мало, признает Елена Макеева - учитель русского языка и литературы средней школы. Несправедливость чиновники от образования заметили не так давно.

У людей другой национальности есть возможность изучать родной язык, у русских такой возможности не было, и чтобы уровнять детей в правах, вводят родной русский язык
Елена Макеева, учитель русского языка и литературы.

 

Ну а пока несколько поколений ребят, которые «с великим и могучим» остались на «вы», пытаются получить высшее образование. Ошибки в диктантах, изложениях, сложности в выражении собственной мысли - это лишь небольшая часть характеристики будущих учителей русского и литературы, делится замдекана факультета филологии РГУ Игорь Хрусталев. Но он уверен и раньше было не лучше. Да и программа бакалавриата сегодня, по его словам, мало чем отличается от прежнего специалитета. Поэтому за 5 лет в вузе из любого школьника поколения ЕГЭ можно воспитать достойного учителя русского языка, было бы желание. А за дисциплиной в вузе следят строго, она все же нередко прихрамывает.

Если мы слышим где-то за окном кто-то ругается матом, проскальзывает где-то на других факультетах, заставляем писать объяснительные. Даже с этой стороны пытаемся с этим бороться
Игорь Хрусталев, заместитель декана факультета русской филологии и национальной культуры по учебной работе РГУ им. С.А. Есенина.

То, что язык определяет сознание, сегодня кажется известно всем, мы говорим, как думаем и делаем, как говорим. Во многом с вопросом русского языка связаны проблемы патриотизма, культуры, религии и национальной безопасности. А потому крайне важно, что сохранение «повелителя многих языков», как называл русский язык Ломоносов, стало государственной задачей.

Комментарии

Комментировать: