Они разные, но смогли стать добрыми соседями. Как село Кисьва стало многонациональным?

Общество

В Пронском районе в селе Кисьва живут представители 23-х национальностей. Дагестанцы и молдаване, белорусы и турки-месхетинцы уживаются на одной территории.

«Моя земля. Моя страна Россия. Мы посадим у дома сад…»

Что и сделали первыми деды и бабушки, когда чуть освоились на Пронской земле. Неприглядной серой осенью 1989 года турки-месхитинцы бежали от войны, 50 тысяч семей бросили обжитые дома в средней Азии, спасая жизни своих детей. 

Айше и Лейла, Эльвира и Эсмин, Аджан и Исмаил, в этом восточном речитативе русское имя Стас вдруг стало редким. Возможно эту малокомплектную школу до сих пор не закрыли благодаря турецким семьям, из 45 учеников только 5 этнические русские.  

Не так как в городских школах дети приходят читающие. Мы изучаем буквы, начинаем их учить, читать с нуля, некоторые родители не всегда могут правильно помочь детям.
Елена Аржанова, учитель.

Потому приходится учить и маленьких, и взрослых. А еще помнить, что помимо Масленицы в календаре есть Навруз, и находить общее в обычаях двух совершенно разных по менталитету народов.    

Кто кому приходится: золовкой, сестрой или дочерью, незнающему не разобраться, однако, когда за столом - три поколения женщин, то процесс лепки пельменей - даже если их 400 штук - не затянется.

Старейшина семьи Мулькия - имя ее означает богатство - накопила за жизнь мозоли на руках да бесчисленное количество улыбок своих детей. Бурхановы именно из тех 10 семей, что перебрались под Пронск в 1989 году на закате Советского Союза, родственники приехали позже.

Меня ничего не держало в то время, такой обида была, до сих пор не забыл, до 10 класса я не знал, что киргизы, что узбеки, а потом началось: ты киргиз, ты узбек. Мне ничего не жалко там.
Хасан Шахимов.

Национальный конфликт начался с рядовой перебранки на базаре, так говорили чиновники, а вылился в кровопролитные стычки. Эти кадры транслировались на весь Советский Союз - некогда братские народы стояли по разные стороны баррикад. Семьи турков-месхитинцев вывозили из страны вертолетами.

Она помнит, как беженцы прибыли в село, в тот год закончив десятилетку Валентина Шкарина тоже перебралась в пронское село к сестре, но только из Молдовы.

Им помогало государство, еще Советский Союз был, оно сразу им дало трехэтажки, еще тогда сдавались новые, им дали жилье, ферма еще действовала, сразу на работу их всех устроили.
Валентина Шкарина, глава Кисьвянского сельского поселения.

В какой момент КИсьва стала селом КисьвА, так никто и не понял, но восточный акцент угадывается во всех взаимоотношениях. Здесь научились друг друга уважать и гостеприимно держать двери открытыми, научились верить соседу и протягивать руку помощи, и если не говорить на одном языке, то хотя бы думать в общем направление, потому Кисьва в отличие от других сел в похожих условиях живет, и весьма неплохо. Еще бы детский сад построили, вздыхают мамы, больше здесь ни о чем не просят.

 

Комментарии

Комментировать: