В музее имени Пожалостина раскрыли тайну иконы 18 века

Культура

Артефакт долгое время хранился в запасниках, но, когда ценный экспонат извлекли на свет и начали тщательно изучать — открылось нечто удивительное. Что обнаружили ученые?

В руках у младшего научного сотрудника Марии Зайцевой бесценное сокровище Рязанского художественного музея. Специально для съемочной группы «Вестей» из запасников достали икону 18 века. Судьба ее типична для большинства экспонатов зала древнерусского искусства - после революции образ от уничтожения спасли искусствоведы из Никольского храма села Некрасовка Ермишинского района. Но уже в наши дни икону фактически открыли заново. Готовили к выставке и заметили явное несовпадения названия и изображения.

Называлась она – Зосима, Савватий и архангел Михаил. Это вызвало массу вопросов, потому что объектов 4, а не 3 и никакого архангела Михаила, здесь нет.
Мария Зайцева, младший научный сотрудник выставочного отдела.

Зосима и Савватий были подписаны самим иконописцем, ангела Хранителя искусствоведы узнали сразу, а вот святой Василий вызвал вопросы. Подвижников с этим именем в христианстве много. Изучая жития и сопоставляя даты сотрудникам музея все же удалось доподлинно узнать, а точнее атрибутировать 4 святого. Им оказался священномученик Василий Анкирский, казненный за веру в 4 веке. С этого времени икона обрела своё подлинное название. И таких тайн в запасниках музея еще очень много - признаются сотрудники. Ведь сегодня в них хранится более 13 000 произведений искусства, и история каждого экспоната может преподнести сюрпризы.

Приоткрою маленький секрет — одна работа голландской живописи, которая хранилась в фондах сейчас обрела свое авторство.
Есенина Светлана Николаевна, заместитель директора по учету, хранению и реставрации фондов.

Сегодня в постоянной экспозиции музея представлено чуть больше 10 % всей коллекции. Остальное хранится в запасниках. Выставки единственная возможность продемонстрировать все богатство палитры фондов. Поэтому к помещению где хранятся работы, предъявляются особые требования, однако большинство музеев региона используют под хранение приспособленные помещения, где просто невозможно создать идеальный температурно-влажностный режим.

Первым музеем, где было построено специализированное здание фондов стал музей-заповедник Константиново - этому помещению сегодня завидуют все музейщики региона. Специальная система хранения, противопожарный режим, автоматическое увлажнение и поддержание оптимальной температуры. Здесь не скрывают - счастливы за коллекцию. Ведь храниться она должна вечно, по-настоящему бесценны и последние поступления.

Мы воссоздали исторический облик усадьбы Кашиной, но каким образом? Утраченные объекты. Соответственно нужно узнать, как они выглядели в прежние годы. Поступление слайдов из семьи Кашиных, которые к нам поступили, возможность увидеть, как выглядела усадьба.
Марина Горожанова, главный хранитель музейных фондов Государственного музея-заповедника С. А. Есенина.

Хрупкие стеклянные отпечатки прошлого, погружают в период расцвета села и атмосферу беззаботности обитателей барской усадьбы. Которая совсем скоро рассыпется на воспоминания. А оживать будет лишь в строках Золотой сорвиголовы. Прямо, как в этой открытке написанной Сергеем Есениным.  

Не менее современным должно стать пространство фондов нового здания архитектурного музея-заповедника Рязанский Кремль. Переезда бесценные экспонаты, среди которых, клады известные на всю Россию - ждут уже несколько лет. Фонды Рязанского Кремля должны стать вторым в регионе специально оборудованным объектом для хранения предметов истории и искусства.

Комментарии

Комментировать: