В федеральном правительстве утвердили концепцию ранней помощи детям. Её цель – своевременно выявлять нарушения здоровья у детей-инвалидов до трех лет и успешно их адаптировать. В Рязани эти задачи решают в Доме малютки, где на сегодняшний день занимается более ста детей с особенностями в развитии.
Долгожданная и такая искренняя улыбка двухлетнего Паши для воспитателей – лучшая награда. Это значит, что музыкальные занятия дают свои плоды. С рождения мальчик не говорит и не проявляет никаких эмоций. Помочь взялись врачи и педагоги Дома ребенка. За успехами внука теперь неустанно следит прабабушка.
Сейчас раннюю помощь в Доме ребенка получают больше ста детей с особенностями в развитии. И это единственная подобная площадка в регионе. Занятия с виду мало отличаются от игр в детском саду. Разница лишь в том, что здесь с каждым ребенком здесь постоянно работают и медики, и психологи. Программа реабилитации индивидуальна. Одно из главных условий: к урокам должны быть готовы и родители, конечно, если они есть. Но даже если их нет, малыша одного не оставят. Воспитатель здесь – полноправный член большой семейной команды.
Разглядеть в особенном ребенке не просто личность, а возможно, гения, задача не только воспитателя, но и родителей. От них зависит если не все, то многое. Но к таким испытаниям готов далеко не каждый. Об этом свидетельствует статистика отказов. В Доме ребенка всеми силами пытаются поддержать хрупкую, но такую важную и нужную связь с мамой.
Программа ранней помощи в среднем рассчитана на три года, после чего ребенок успешно продолжает получать образование в обычной группе детского сада. Но процесс интеграции на этом не заканчивается. Самое сложное – социальная адаптация. Задача специалистов Дома ребенка максимально подготовить своих особенных воспитанников к встрече с реальным, но порой таким не дружелюбным миром.