В Санкт-Петербурге в эти дни проходит Всероссийская выставка скрипичных мастеров. Среди участников рязанец Антон Чебан — человек удивительной и крайне редкой профессии. Он создает альты и скрипки и одновременно играет в Рязанском губернаторском симфоническом оркестре.
С затянувшегося пролога начиналась удивительная история рязанского скрипичного мастера, в которой воедино сплелись симфония звука, математические формулы и искренняя любовь к музыке. Сегодня выпускник консерватории - Антон Чебан артист симфонического оркестра, и автор 6 музыкальных инструментов. Рассказывает, выйти на новый уровень ему помогло первое физико-математическое образование.
«Я никогда не думал, что это можно сочетать, это когда мне пришлось столкнуться со скрипичным ремонтом, реставрацией – понял, что это очень оправдано. Геометрия, физика, математика, анализ - умение, считать, запоминать, изображать механику процессов - это очень важно для скрипичного мастера», - сказал Антон Чебан, скрипичный мастер.
В его небольшой мастерской тонкие запахи лаков и дерева соперничают с деловитым тоном станков, линеек и сотен других столярных инструментов. Толщиномер - с его помощью мастер добивается идеального веса будущего инструмента.
Вообще точной формулы создания скрипки не существует. Гениальные примеры прошлого - со временем претерпели изменения, например, старые итальянские мастера иногда делали нижние деки, из тополя и груши, но выяснилось, что наилучшее сочетание материалов всё же ель и клён. А так как двух одинаковых заготовок не найти, то мастеру приходится каждый раз просчитывать и воображать, нельзя просто взять и повторить скрипку Страдивари.
Мастеров способных создать скрипку высокого класса в стране не более 200 человек. Антон один из самых молодых. В эти дни его произведение - альт представлен на Всероссийской выставке скрипичных мастеров в Петербурге. Экспозиция, развернутая в Шереметьевском дворце - музее музыки, необыкновенна. Хотя бы потому, что за двести лет звучания скрипки в России, она проводится всего в четвертый раз. Впервые скрипичных дел мастера собирались в 1913 году. Потом - в 1926 и 1986. И вот спустя более чем 30 лет - снова.
«Выставка - это заявить о себе, собраться, сплотиться», - сказал скрипичный мастер Антон Чебан.
Сплотиться под натиском прогресса - создание скрипки сродни искусству, которое, к сожалению, теснит массовое фабричное производство. Сегодня в официальных документах уже не найти профессии - скрипичный мастер. Ремесло передается от учителя к ученику. Но Антон уверен, пока жива настоящая музыка авторская скрипка будет звучать.
Алексей Крымкин
1 июня 2019Всё гениальное просто и секрет Итальянских мастеров прост. Современные скрипки поют как певец с закрытым ртом, а у Итальянских мастеров у скрипок рот открыт. Откройте рот скрипке и она запоёт как у итальянцев.