Единственный конезавод по разведению русских верховых лошадей заявил об угрозе породе

Общество

На Старожиловском конном заводе говорят, сейчас насчитывает всего 170 лошадей, это очень мало. Всему виной отсутствие пастбища и земли для выращивания и заготовки кормов.

Русская верховая лошадь - одно из наиболее значимых достижений коневодства в России. Эта порода изящна и красива, сочетает в себе силу, выносливость и аристократическую внешность. Русская верховая - это золотая середина между массивной фризской породой и изящными ахалтекинскими лошадьми.

Это жеребец по кличке Вообразимый - главный конь-воспроизводитель на Старожиловском конезаводе.

Это как бы эталон породы. Если вы заметили, он без отметин, чисто вороной масти. Если смотреть его экстерьер, у него сухая породная голова, хорошая линия верха. Жеребец достаточно глубокий, то есть у него хорошо развиты легкие, хорошо развито предплечье, косое плечо. У него хорошие ноги.
Владимир Фролов, бывший начальник конной части Старожиловского конного завода.

К созданию этой породы приступил граф Алексей Орлов-Чесменский еще в 17 веке. За основу он взял чистокровных английских лошадей, арабских скакунов, а также турецких, испанских, датских, персидских, туркменских и липпицианских. Спустя несколько лет упорных попыток селекции, к 1802 году была создана орловская верховая порода - эталон верховой лошади того времени.

В том же году граф Ростопчин начал свою селекционную работу по созданию еще одной российской породы верховых лошадей - ростопчинской. Различались эти две породы и характером, и экстерьером. Ростопчинские лошади были меньше, с более короткой шеей и затылком. Но в 30-40-х годах 20 века экономическая ситуация в России ухудшилась. Селекционная работа над обеими породами замкнулась в близкородственном разведении. В связи с этим было введено так называемое смешанное отделение. Так и появилась орлово-ростопчинская порода. Ростопчинских кобыл стали подбирать под орловских жеребцов. В начале 20 века эта порода получила название русской верховой. Но после двух мировых и гражданской войны порода была уничтожена. Возродить ее можно было только на современном материале, руководствуясь интерьерными и экстерьерными особенностями русской верховой.

Две мировые войны нанесли ей громадный ущерб. Каждый раз лучшие лошади оказывались в Германии. Но даже две мировые войны не нанесли ей столь большого ущерба, как реформы Никиты Сергеевича Хрущева. Огромное количество конепоголовья было уничтожено. Под этот нож попала и наша русская верховая порода. Остался только один жеребец по кличке Букет. Он экспонировался на выставке достижения народного хозяйства и был чемпионом породы.
Владимир Фролов, бывший начальник конной части Старожиловского конного завода.

В 1980 году базой для воссоздания русской верховой стал Старожиловский конный завод. Он был построен в конце 19 века по заказу барона фон Дервиза. Изначально завод состоял из 12 построек: усадебного дома, конного завода, кузницы, водонапорной башни с хозяйственной постройкой, домов для рабочих, строений для хранения карет и проживания прислуги, спиртового завода, маслозавода и так далее. Комплекс является памятником архитектуры федерального значения и претендует на включение в реестр ЮНЕСКО.

Однако сейчас многие строения находятся в плачевном состоянии. Кровля центрального манежа зияет дырами, в конюшнях отсутствует отопление, по всему комплексу гуляют сквозняки, поэтому занятия по верховой езде отменены. Исторические здания продолжают разрушаться, неумолимо превращаясь в "графские развалины". Орудуют здесь и мародеры. 6 лет назад от коллектива завода потребовали освобождения аварийных помещений, но без представления какой-либо альтернативы. Тогда встал вопрос о сдачи лошадей на мясо, однако работникам конезавода удалось отстоять своих любимцев. Весной 2020 года в двух зданиях завода был пожар. Местные жители предполагают, что это был поджог.

Здесь, когда я приехал в 1976 году, было 250 лошадей, 80 маток было. После было решено лошадей тракененской породы перевести на их историческую родину в Калининград, бывший Кенингсберг. И здесь осталось 43 матки в основном тракенинской породы, и среди них была одна кобыла, которая в четвертом ряду несла кровь Букета.
Владимир Фролов, бывший начальник конной части Старожиловского конного завода.

Сейчас Старожиловский конезавод насчитывает около 170 лошадей. Это практически в 15 раз меньше, чем во времена барона фон Дервиза. Это значит, что русская верховая порода вновь столкнулась с угрозой исчезновения. Всему виной отсутствие пастбища и земли для выращивания и заготовки кормов. Приобрести новые сейчас невозможно, у конезавода не хватает средств, а потенциальные инвесторы отказываются помогать, потому что не видят выгоды. Многие понимают, что конезавод зарабатывает за счет реализации лошадей, сейчас доходы практически сошли на нет. И теперь этот бизнес считается убыточным.

Мы до этого арендовали землю — 300 гектар земли, где выращивали корма. И на этих землях мы могли их еще как пастбища использовать. В позапрошлом году эту землю продали, и мы сейчас остались вообще и без пастбищ, и без земли для заготовки кормов. Кстати, мы единственный конезавод в России, у которого нет своих пастбищ. А вырастить жеребенка без пастбищ практически нереально, потому что до 1,5 лет жеребенок все-таки с момента рождения должен находиться на пастбище, потому что в это время он должен двигаться, питаться зеленым кормом, сухожильно-связочный аппарат должен формироваться, суставы должны развиваться. А когда лошадь стоит в деннике или в леваде, то это намного сложнее.
Владимир Дёмин, директор Старожиловского конного завода.

По словам директора конезавода, сейчас ввиду малоподвижного образа жизни лошадей, число кобыл, которые не могут разродиться, увеличилось в разы. Кроме того, растет число жеребят, страдающих проблемами в развитии суставов. А что касается запаса корма, его осталось не более, чем на несколько месяцев. 

 

 

Комментарии

Комментировать: