На Старожиловском конном заводе говорят, сейчас насчитывает всего 170 лошадей, это очень мало. Всему виной отсутствие пастбища и земли для выращивания и заготовки кормов.
Русская верховая лошадь - одно из наиболее значимых достижений коневодства в России. Эта порода изящна и красива, сочетает в себе силу, выносливость и аристократическую внешность. Русская верховая - это золотая середина между массивной фризской породой и изящными ахалтекинскими лошадьми.
Это жеребец по кличке Вообразимый - главный конь-воспроизводитель на Старожиловском конезаводе.
К созданию этой породы приступил граф Алексей Орлов-Чесменский еще в 17 веке. За основу он взял чистокровных английских лошадей, арабских скакунов, а также турецких, испанских, датских, персидских, туркменских и липпицианских. Спустя несколько лет упорных попыток селекции, к 1802 году была создана орловская верховая порода - эталон верховой лошади того времени.
В том же году граф Ростопчин начал свою селекционную работу по созданию еще одной российской породы верховых лошадей - ростопчинской. Различались эти две породы и характером, и экстерьером. Ростопчинские лошади были меньше, с более короткой шеей и затылком. Но в 30-40-х годах 20 века экономическая ситуация в России ухудшилась. Селекционная работа над обеими породами замкнулась в близкородственном разведении. В связи с этим было введено так называемое смешанное отделение. Так и появилась орлово-ростопчинская порода. Ростопчинских кобыл стали подбирать под орловских жеребцов. В начале 20 века эта порода получила название русской верховой. Но после двух мировых и гражданской войны порода была уничтожена. Возродить ее можно было только на современном материале, руководствуясь интерьерными и экстерьерными особенностями русской верховой.
В 1980 году базой для воссоздания русской верховой стал Старожиловский конный завод. Он был построен в конце 19 века по заказу барона фон Дервиза. Изначально завод состоял из 12 построек: усадебного дома, конного завода, кузницы, водонапорной башни с хозяйственной постройкой, домов для рабочих, строений для хранения карет и проживания прислуги, спиртового завода, маслозавода и так далее. Комплекс является памятником архитектуры федерального значения и претендует на включение в реестр ЮНЕСКО.
Однако сейчас многие строения находятся в плачевном состоянии. Кровля центрального манежа зияет дырами, в конюшнях отсутствует отопление, по всему комплексу гуляют сквозняки, поэтому занятия по верховой езде отменены. Исторические здания продолжают разрушаться, неумолимо превращаясь в "графские развалины". Орудуют здесь и мародеры. 6 лет назад от коллектива завода потребовали освобождения аварийных помещений, но без представления какой-либо альтернативы. Тогда встал вопрос о сдачи лошадей на мясо, однако работникам конезавода удалось отстоять своих любимцев. Весной 2020 года в двух зданиях завода был пожар. Местные жители предполагают, что это был поджог.
Сейчас Старожиловский конезавод насчитывает около 170 лошадей. Это практически в 15 раз меньше, чем во времена барона фон Дервиза. Это значит, что русская верховая порода вновь столкнулась с угрозой исчезновения. Всему виной отсутствие пастбища и земли для выращивания и заготовки кормов. Приобрести новые сейчас невозможно, у конезавода не хватает средств, а потенциальные инвесторы отказываются помогать, потому что не видят выгоды. Многие понимают, что конезавод зарабатывает за счет реализации лошадей, сейчас доходы практически сошли на нет. И теперь этот бизнес считается убыточным.
По словам директора конезавода, сейчас ввиду малоподвижного образа жизни лошадей, число кобыл, которые не могут разродиться, увеличилось в разы. Кроме того, растет число жеребят, страдающих проблемами в развитии суставов. А что касается запаса корма, его осталось не более, чем на несколько месяцев.