Рязань вспоминает ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС

Общество

Апрель 1986 года — страшные дни для Чернобыльской АЭС и всего человечества. Из-за аварии в воздух попали радиоактивные вещества. Спасали мир ценой собственной жизни и здоровья обычные люди. Каждый год журналисты программы «Вести-Рязань» общались с кем-то из рязанцев-ликвидаторов. В период самоизоляции встреться с ними не смогли, и повторяем интервью прошлых лет.

Никаких объяснений, им только приказали взять с собой химкомплект. Владимиру было всего 19 лет. Он вспоминает, выезжали ночью.

Стало рассветать, у меня такое впечатление — пошли колонны машин: автобусы, грузовые. Туда шла военная техника, а оттуда гражданские. Впечатление, что началась война.
Владимир Казаков, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Повестки приходили военнообязанным, независимо от возраста, профессии - Александр Панкратов слесарь, в 86-ом зачищал кровлю 4 энергоблока. Анатолий Панкратов - железнодорожник, укладывал рельсы в районе, так называемого, «рыжего» леса, там, где в считанные минуты зеленая листва превратились в обжигающий терракот. Геннадий Машнинов - водитель, вывозил свинцовые будки. А Владимир Тарасов в мирной жизни водитель троллейбуса - в Чернобыле стал медиком.

По приему можно было определить, что ребята приходили с жалобами на сдавливающий кашель, осиплость голоса, конъюнктивит. А если брали анализ крови, то он показывал снижение лейкоцитов.
Владимир Тарасов, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

После возвращения стало понятно, что поездка в Чернобыльскую зону серьезно подорвала здоровье каждого. При этом точного лечения долгое время не было, даже диагнозы ставили разные. Во-первых, не сталкивались с подобным, во-вторых, активно скрывались масштабы произошедшего.

В газетах за последние апрельские дни 86-го нет никакой информации об аварии. Праздничный выпуск 1 мая, статьи о том, как народ празднует 1 мая. И впервые лишь спустя 5 дней короткая заметка - реактор поврежден, принимаются меры, оказывается помощь. Всего 4 строчки. Более того, официально объявлено всего о 2 погибших, а предприятия, колхозы и совхозы, говорит тогда пресса, работают в обычном режиме. Лишь через много лет власти признали, насколько велика трагедия. Радиоактивное облако дошло и до Рязанской области.

Самые сильные были задеты Ряжский, Милославский, Михайловский, Новодеревенский — 19 районов.
Виктор Боборыкин, председатель Правления Рязанской областной общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль».

Чернобыль до сих пор напоминает о себе. Виктор Боборыкин сокрушается, каждый год в конце апреля, в преддверии памятной даты, приходится хоронить кого-то из ликвидаторов. Вот и накануне прозвучал звонок – не стало еще одного. Свои жизни и здоровье они отдали за то, чтобы последствия от тяжелейшей аварии были, как можно менее разрушительными.

Комментарии

Комментировать: