Учреждения культуры продолжают возвращаться к привычному режиму работы. Так, для посетителей свои двери распахнул Рязанский художественный музей. И сразу же для ценителей прекрасного открыли новую выставку, экспозиция посвящена творчеству художников-нонконформистов 60-х годов. Название экспозиции соответствующее – «Непокорные».
На стенах художественного музея – больше полусотни необычных произведений живописи, графики и скульптуры. Эти работы подчеркнуто противостоят эстетическому выражению мира. В экспозиции изображены «Танцы со смертью», «Натюрморт с игральными картами», «Темные тучи над городом», «Безмолвный мир», «Плач людей» и их жуткое «Похмелье». Картины написаны художниками-нонконформистами 60-70-х годов прошлого века.
В советские времена художники-нонконформисты находились в стороне от официального искусства и противостояли социальному реализму. Авторы картин были приверженцами абстракции и истинного отображения реальности со всеми ее пороками. За андеграунд их жестко критиковали и запрещали выставлять работы в музеях. Но, как утверждает искусствовед и коллекционер этих картин Валерий Дудаков, тогда художниками двигала искренность и немеркантильность.
В период хрущёвской оттепели нонконформистское искусство перестало быть запрещённым, но его свобода была ограниченной, работы выставлялись лишь показательно на международной арене. Эти фотографии и аудиозапись с высказыванием секретаря партии Никиты Хрущева сделаны в 60-ом году: «Не хотите с нами идти в ногу? Получите паспорт и уходите. Мы в тюрьму вас не посылаем. Пожалуйста. Вам нравится Запад? Пожалуйста!»
В 1962 году андеграундные художники вновь были вынуждены уйти в подполье. Показы ушли из публичного пространства на частные квартиры. Но в 74-ом на окраине Москвы под руководством известного нонконформиста Оскара Рабина они организовали самовольную выставку под открытым небом. В этот же день городская полиция ее разогнала поливальными машинами и бульдозерами - они якобы мешали убирать улицу. Художники отстаивали неофициальную экспозицию как могли, кидаясь на тяжелые машины. С тех пор выставка получила название бульдозерной.
«Непокорные» художники пытались заглянуть и в будущее, представляя картины о «Невесомости», «Равновесии», «Спирали» и о том, чтобы пустили «Русского Ивана на Луну». Нанконформисты верили в возможности страны и выражали на полотнах свои фантастические мечты.
В современном мире работы художников-нанконформистов получили большую популярность и принесли своим творцам славу не только в России, но и за рубежом. Картины из коллекции Валерия Дудакова путешествуют по всему миру. Сегодня местом остановки «Непокорных» стала Рязань.