В селе Троица, где когда-то проходила стратегическая железная дорога, открыли необычный музей — восстановленный вагон военных лет. Именно в таких условиях десятки тысяч ленинградцев вывозили из блокадного города. Многие пассажиры умирали в пути, их хоронили недалеко от полотна.
Эта лента асфальта - память о рельсах, что связывали Поволжье с севером страны. Станция Ясаково была узловой, здесь паровоз заправлялся углем и водой, стоянка длилась около часа.
С Урала и из Сибири везли на фронт оружие, продовольствие, добровольцев. В тыл оправлялись груженные ранеными эшелоны. После прорыва блокады Северной столицы эти рельсы, ведущие вглубь страны, для ленинградцев стали продолжением дороги жизни. Однако для некоторых она заканчивалась здесь, чуть не доезжая до станции, поезд делал остановку, и погибших в пути хоронили в братских могилах. В память об этом сначала появился мемориал, чуть позже благоустроили территорию в рамках программы поддержки местных инициатив. Но казалось этого мало.
Это коллективный труд - жителей Троицкого поселения, власти, меценатов, историков. Вагон-теплушка доехал до ближайшей станции своим ходом, колесные пары - то немногое в нем, что не принадлежит прошлому. Вдоль стен – нары. Утеплён щитами и войлоком. Экскурсовода часто спрашивают о вместимости, она большая - 40 человек или 20 человек и 4 лошади.
Экспонаты собирали всем миром, часть из них принадлежала старожилам, и прежде потомкам местных железнодорожников.
Олегу Васильевичу Епишкину принадлежат вспоминания, в точно таком вагоне в 1943 году вместе с мамой и сестрой он ехал на Алтай. Истощенный ленинградским голодом шестилетний ребенок запомнил только бомбежки.
Мемориальный музей в селе Троица - явление уникальное, в нем столько заботы, гордости за свою историю, за предков, которые выхаживали тяжелораненых в троицкой больнице. Открытый к юбилею Победы, он еще будет видоизменяться, обещают здесь. Но уже сейчас благодаря проекту это Спасское село появилось на карте туристических маршрутов.