В Рязани увековечили память участника восстания в лагере Собибор Алексея Вайцена

Общество

Уже в это воскресенье в России и ряде стран Европы отметят 75 годовщину восстания в нацистском лагере Собибор. За год с лишним в его газовых камерах было уничтожено четверть миллиона евреев, и это по самым скромным подсчетам. Возглавил единственное за всю историю Второй мировой войны успешное восстание узников в октябре 1943 года советский офицер Александр Печерский. О подвиге лейтенанта Красной Армии рассказывает новый фильм «Собибор», снятый при поддержке канала «Россия 1», лента уже выдвинута на премию Оскар от нашей страны. О событиях октября 43-го сегодня вспоминали и в Рязани, один из участников легендарного восстания в лагере смерти Алексей Ангелович Вайцен после войны жил и работал в нашем городе.

20-летний юноша в военной гимнастерке, таким Алексей Вайцен попал в плен к нацистам, а затем в лагерь смерти Собибор. Он сумел выжить, нашел в себе мужество противостоять, он был одним из тех, кто помог Александру Печерскому поднять восстание, ставшее историческим, 400 узников, приговоренных к смерти, вырвались на свободу.

Фильм «Собибор» - режиссёрский дебют Константина Хабенского, пронзительная история, основанная на реальных фактах, заставляет воскреснуть то, что многие годы пытались задвинуть в дальний угол памяти. Александр Печерский - центральная фигура восстания, при возвращении к своим попал в штрафбат. Алексей Вайцен многие годы молчал о прошлом.

«Он все партизанами прикрывал, что партизанил, о лагере никогда не велось речи. После того, как Печерского-предводителя послали в штрафбат - это такая же смерть, такая же тюрьма, он тюрьмы боялся. Он отсидел в этом лагере немалый срок, боялся тюрьмы в родном государстве», - рассказывает Александр Вайцен, внук Алексея Вайцена.

И, тем не менее, отмечал день рождения не в мае, как по метрикам, а 14 октября - в день восстания узников Собибора. Раз в несколько лет обязательно встречался с теми, с кем плечом к плечу бежал к свободе. Это были долгие разговоры и тяжелые воспоминания.

«Они же вспоминали такие детали, которые могут знать только узники. Я их помню, эти детали, но я никому не рассказываю, потому что это страшные вещи, и в нашей семье не было принято рассказывать», - делится  Александр Вайцен, сын Алексея Вайцена.

Рассказать свою историю в объектив телекамер его заставила сама жизнь. Весь мир следил за судебным процессом - на скамье подсудимых был престарелый надзиратель Собибора Иван Демьянюк, его преступление не имело срока давности, но доказательная база была слаба, пока не появился живой свидетель - Алексей Вайцен, в Рязань потянулись журналисты из столицы и других стран.

«Самое страшное было то, что в любую минуту ждали, могли взять и уничтожить. Это самое страшное, что было, никаких прав мы не имели», - вспоминал Алексей Вайцен, бывший узник лагеря Собибор.

Он вновь и вновь заставлял себя вспоминать ради тех, кто погиб, ради истины, теперь она заключена в этом символе памяти - сегодня на фасаде дома на Первомайском проспекте, где он жил с 1962 по 2015 годы, открыли мемориальную доску.

Алексея Вайцена не стало в 2015 году, но каждый год 14 октября его семья, как десятки других, вспоминает второй день рождения, объединивший узников Собибора.

Комментарии

Комментировать: