Интерес почти утрачен: куда уходят народные промыслы, и кто должен позаботиться о сохранении традиций

Общество

В Выставочном зале на Есенина открылась областная выставка «Осень-2021», это своеобразный отчет Союза художников о творческой работе. Только в этом году итоги неутешительные.

 

Работ все меньше, формат все мельче. И такое впечатление, что и сказать-то нечего. Мир художника начинает сужаться, это тоже явление, связанное с пандемией, до того мирка, который существует под носом.
Ирина Денисова, искусствовед, заместитель директора по научной работе Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина.

С такой совсем не праздничной ноты началось открытие традиционного сезонного смотра работ Союза художников. Искусствовед Ирина Денисова в своей вступительной речи подчеркнула: «Искусство - это не любительство, а большая ответственность перед обществом и перед зрителем».

Последние 2 года обязанности приумножились, пандемия меняет привычный уклад вещей и, тогда как некоторые художники буквально рефлекторно отражают действительность, народники пытаются попросту выжить. 

Конечно, сказывается печальный факт о том, что нет работающего производства в Скопине, а это создает массу проблем для скопинских художников, потому что где-то изделия нужно глазуровать, обжигать и так далее. Но, к сожалению, не только Скопин не демонстрирует размаха, то же самое происходит и с михайловским промыслом и так далее.
Ирина Денисова, искусствовед, заместитель директора по научной работе Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина.

А буквально 20 лет назад творчеством был пронизан каждый уголок Рязанщины. Кадры 90-х годов - Сапожок. Вспомнят ли сегодня, какие удивительные глиняные игрушки здесь делали почти на каждом подворье?

А эти станки? Нет, это не Михайлов, это Ряжск, в 1997 году здесь производство в 40 мастериц, и уже тогда они грустили о том, что промысел их увядает без господдержки.

Огромные производства Скопина, Михайлова, Кадома были не просто градообразующими, гордостью области. В перестройку производства выкупили частниками, и сегодня традиция пытается выжить в железных рамках рынка.

Однако сохранение культуры – забота в первую очередь государства, без неё нить поколений быстро прервется, об этом сегодня в студии программы «Утро России. Рязань» рассказала, народный художник России Татьяна Лощинина. 

2-3 раза продать, и всё, и можно уже не найти и следа. Так случилось с рязанским узором, такой был хороший промысел, он отличался от михайловского. Но на заре приватизации, раз — продали, два — и даже архива не осталось. Гжель — какой гигант был, там же было объединение фабрик. Я считаю, нельзя промысел пускать в дикое плавание, у них должна быть защита, я думаю, они должны быть музейно-заповедными, небольшими на месте бытования.
Татьяна Лощинина, народный художник РФ, почетный член Российской академии художеств.

В этом году скопинская фабрика керамики впервые не будет представлять область на всероссийской зимней выставке народных промыслов. 

 

Комментарии

Комментировать: