Нестабильная финансовая ситуация вынуждает россиян экономить на развлечениях, кино, кафе и путешествиях. В гостиницах число постояльцев сократилось в среднем на 20%. Та же тенденция – в ресторанном бизнесе. Те, кто не готовы только подсчитывать убытки, придумывают способы удержать клиентов.
Атмосферу европейского уюта Зоя Свирина создает уже 15 лет. Как рассказывает хозяйка, за это время кризисов было немало, но этот оказался самым тяжелым. Санкции, ответное эмбарго и последовавший за ними неизбежный рост цен вынудили хозяйку значительно урезать как бюджет предприятия, так и аппетиты посетителей. От одних продуктов пришлось на время вовсе отказаться, другим срочно нашли альтернативу. А заодно и обновили меню.
Если еще три года назад работы было непочатый край, то сейчас уже можно вздохнуть свободнее. Шиковать рязанцы стали значительно меньше. В стенах ресторана все реже звучат поздравления с юбилеями и крики "Горько" – в основном сюда приходят пообедать. Да и столики занимают в основном те, кого с полным правом здесь называют постоянными посетителями.
Единственный сегмент, который почти не пострадал, - гостиница. Ее постояльцы и поддерживают относительно ровное количество гостей комплекса. В начале недели из почти 100 номеров обычно занято чуть более 20, но уже к среде гостевой дом заполняется до отказа. Национальный контингент проживающих хоть и с преобладанием местного населения, но разбавляется немцами и китайцами. Но если иностранные постояльцы живут на широкую ногу и часто позволяют себе дорогие номера, то рязанцам и иногородним гостям такая роскошь уже не по карману.
В качестве вывода хозяйка приводит данные: только с начала года посетителей стало меньше на 20%. И все же, несмотря на кризис, закрываться не планирует. Ведь в этом случае пострадает не столько дело ее жизни, сколько дружный коллектив, который помогает ей с самых первых дней.