В этом году исполняется 265 лет со дня рождения известного рязанского мецената Петра Мальшина. Ему Рязань обязана несколькими монументальными постройками, в том числе Скорбященским мемориалом. Сегодня созданный им некрополь – один из туристических маршрутов.
Строительство кремлевской колокольни, народного училища, богадельни, реставрация Успенского собора – все это заслуги Петра Мальшина. Его нет уже два столетия, а он до сих пор является самым крупным меценатом Рязани. Но был в его жизни еще один малоизвестный поступок, более того, по современным меркам весьма странный.
Кладбища во времена Мальшина были местом весьма приятным – городские некрополи украшали каменные надгробия, эпитафии не о слезах, а о светлой вечности. Кроме того, Мальшину было хорошо известно: в истории Рязани великих гораздо больше в прошлом. Рязанскую землю в свое время выбрали местом упокоения последней казанской царицы Сююмбике – ее мавзолей и по сей день находится Касимове. Губернский центр стал последним пристанищем для великого архитектора Матвея Казакова. Спасаясь от Наполеона, Казаков не выдержал вести о том, что выстроенная им Москва горит.
Его работы и сегодня украшают Рязань: Политехнический институт, здание Дворянского собрания – ныне областная Дума, возможно, и здание художественного музея. По одной из версий, он был уроженцем рязанской земли, и потому, будучи завален заказами в Петербурге и Москве, не забывал о малой родине. После революции некрополь был уничтожен, могила Казакова утеряна. Но братия монастыря верит, что саркофаг и не тронули.
Но если Троицкий некрополь восстановить невозможно, то спасением старого городского кладбища, а в сущности памяти о многих рязанцах, Рязань обязана все тому же Мальшину. Сегодня Скорбященский некрополь – знаковое место. Это своеобразные 5 томов истории губернии, которые поведают о тех, кто сражался с Наполеоном, в Первой и Второй мировых, жил в блокадном Ленинграде, и даже о жизни старообрядцев. Ежегодно тайну времени за краешек цепляют сотни туристов. Так, богатейший предприниматель Петр Мальшин сам и упокоенный здесь, дал свой последний завет потомкам: власть и деньги только тогда приносят пользу, если поступки устремлены на благо.