Военные песни разные: одни дают свет, другие силы. Например, «Священная война». Она была написана еще в первые дни вторжения. Мир тогда не знал, сколько крови, пота и слез прольется. Призыв «встать на смертный бой» воспринимался, как единственно возможный ответ врагу.
Старый патефон воскрешает прошлое - сквозь время «Священная война» все также близка. И невозможно молчать, когда зовет Родина.
Шел третий день войны - эти строки Лебедева Кумача композитор Александров прочёл в утренней газете, отчаянно смелые рифмы зазвучали музыкой в его душе, к вечеру на доске, разлинованной в нотный стан мелодия получила свой облик. Композитор созвал своих музыкантов - репетировали в ночь и все следующие сутки, а 26 июня на Белорусском вокзале столицы тысячи добровольцев замерли, когда этот марш в исполнении ансамбля Александрова огласил площадь.
Эта мелодия - лаконичная всего в шестнадцать тактов заставляла распрямить спину, а слова будили в душах советских людей отвагу, безудержную любовь к своей Отчизне. Все пять лет войны этот гимн напевали под гармонь на фронтовых полянах, шептали во время бомбежек и голода, в голос пели, погибая под вражескими пулями. Скупые слезы до сих пор спутники этого марша, рассказывает Татьяна Сошникова - она руководитель школьного музея, что в Плахино – в том самом селе, где и сейчас живут многочисленные родственники семьи Александровых, и где помнят настоящую фамилию композитора – Коптилов. Уже став именитым музыкантом, он не раз возвращался сюда. И сельчане могли похвастаться, что для них в маленькой Плахинской школе давал концерт знаменитый ансамбль.
Композитор Александров - автор многих песен воистину ставших народными, создатель гимна страны, но именно «Священная война», такая простая и совершенная - стала той самой жемчужиной, что увенчала его славу. Не случайно 9 мая 1945 года ансамбль Александрова исполнил этот марш у рейхстага, над которым реяло Знамя Победы - символ исполненной клятвы.