После реставрации из Санкт-Петербурга в Рязань вернулась старинная музейная мебель

Культура

В Рязань вернулась старинная мебель — диван и два стола. Им больше 100 лет. Это предметы из коллекции Государственного историко-архитектурного заповедника. Чтобы принять их обратно на хранение, в Рязани собрали первый открытый реставрационный совет.

Уезжали в Санкт-Петербург в плачевном состоянии, трещины расползлись по музейному экспонату, словно морщины по лицу 100-летнего старика. Это деревянное старинное кресло не только утратило свою былую красоту, небольшая банкетка рассохлась, ведь крашеная береза целый век не прослужит. И здесь традиционные методы реставрации вряд ли бы помогли, говорят реставраторы: «Как традиционно эти трещины заделываются? Берется реечка, делается клином и забивается туда с клеем. Но надо себе представить, что клин он не сопрягается плоскостью с боковыми, а только с самой широкой поверхностью, эти заделки всегда вылетают, как только изменяется температурный режим, эти рейки сразу вылетают».

В сентябре этого года реставраторы из Петербурга забрали из Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника четыре экспоната: кресло-банкетку, диван, небольшой столик и массивный письменный стол. Предметы мебели в конце 19 столетия были частью типичного интерьера небогатого горожанина и, по всей видимости, церковного происхождения. При их реставрации петербуржцы старались придерживаться метода – минимум вторжения, максимум – сохранности авторского материала. Но с рязанскими экспонатами оказалось не все так просто. 

Самая главная сложность была вот с этим столиком. Потому что это была руинированная вещь. Многого не хватало. И есть такой способ, это аналитический, когда восстанавливали детали, которых нет, ни методом копирования, а методом чистого анализа.
Александр Шибанов, почётный реставратор г. Санкт-Петербург.

В 2017 году в России ввели новый закон, который дал право сохранять и восстанавливать музейные экспонаты только аттестованным реставраторам, но никак не любителям. Ведь даже маленькое нарушение и неточность в столь ювелирном искусстве может привести к порче и потере культурной и исторической ценности старинного предмета.

Очень часто сталкиваемся в своей работе с предметами, которые зареставрированы непрофессионально, где используются суперсовременные клеи. И вот Александр говорит, что, порой, невозможно разобрать конструкцию, потому что использованы материалы не те.
Олег Атясов, председатель правления рязанского регионального отделения Союза дизайнеров России.

Реставрационный совет принял у петербуржцев работу. Без его решения, по закону, предметы нельзя выставлять на экспозициях. Но теперь обновленные стол, диван и кресло вновь займут свое место в стенах рязанского музея.

Комментарии

Комментировать: