Полиция покидает музеи

Культура

Грядущие изменения в системе охраны музеев активно обсуждают в профессиональном сообществе. В связи с сокращением штата МВД уже этой осенью 29 федеральных музеев могут лишиться вневедомственных постов охраны. Ситуацией всерьез обеспокоены и в Рязани.

В окружении этих шедевров говорить о такой деликатной теме принято в полголоса. Ведь Рязанский областной художественный музей – один из немногих, у кого сохранился собственный пульт полицейской охраны. Круглосуточно сотрудники МВД наблюдают за музеем: днём – когда посетители разглядывают шедевры мировой живописи, и ночью – когда их здесь быть не должно.

А вот об этом уже буквально кричит союз музеев России: частный охранник зачастую не может даже обыскать подозрительного посетителя. Тем временем в МВД грядет сокращение – снимаются многие посты охраны. В ситуации, когда кражи из музеев участились, а обороты «черного» бизнеса антиквариата сравнивают с торговлей оружием, уводить людей в погонах за стены музеев – пробивать брешь в государственных фондах, говорят музейщики.

Мы храним государственный музейный фонд, поэтому, я полагаю, что музейщикам со всей страны обидно, что государственное имущество выводится из-под охраны государственных же структур
Светлана Есенина, заместитель директора по учету, хранению и реставрации фондов Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина

Механизм был запущен давно, в ходе реформ исчезло четкое определение охраны музея, осталось лишь два термина – она должна быть физическая и техническая, а кто будет стоять на страже шедевров стоимостью в миллионы – никто не оговаривает. Полицейский пост охраны – это удовольствие не из дешевых, кто-то может его себе позволить, кто-то нет. Этот небольшой городской музей-усадьба, в отличие от коллег из областного подчинения, на себе испытал всю непредсказуемость современной действительности – первый раз стекла разбили хулиганы. Частные охранники приехали, когда нарушитель попытался проникнуть внутрь помещения.

Второй раз стреляли по стеклам из винтовки, посягая на самый дорогой экспонат. Земля в центре Рязани оказалась сильной приманкой для современных расхитителей государственной собственности – отсюда нападки, считают сотрудники. Крадут же чаще менее масштабные предметы искусства: в России за 10 лет более 20 крупных музейных краж. Самым «похищаемым» русским художником сегодня остается Иван Айвазовский – с 1992 года из музеев и частных собраний пропало более полусотни его картин.

Комментарии

Комментировать: