БАМу — 50 лет: среди двух миллионов строителей и работников магистрали были и рязанцы

Общество

В этом году отмечается 50-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Накануне Владимир Путин назвал БАМ одним из крупнейших инфраструктурных проектов 20 века и пообещал его дальнейшее развитие. На участках магистрали в разное время трудились более двух миллионов человек. Ветераны-строители и работники БАМа встретились в Рязани.

Эти макеты передовиц советских газет с яркими заголовками и сегодня вызывают чувство гордости за страну. Люди, которые собрались в музее истории молодежного движения, напрямую причастны к строительству легендарной Байкало-Амурской магистрали. Старт грандиозной стройке дали в апреле 1974 года. В непроходимую тайгу и болота отправился первый ударный комсомольский отряд имени XVII Съезда ВЛКСМ. Рязанцы поехали позже, в январе 1975 года. Сто человек, среди них и Виктор Падчин, работали в нечеловеческих условиях.

Тяжело работать, когда на улице минус 35, когда мороз, а надо принимать бетон. Бригада была большая, около 70 человек, работали круглосуточно.
Виктор Падчин, строитель БАМа.

В Байкало-Амурской магистрали - железной дороге в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке - стран нуждалась. Нужен был второй выход к Тихому океану, а также транспортная артерия к разработкам десятков ценных месторождений золота, железной руды, нефти и газа. Осваивать Забайкалье и Приамурье начали раньше, но полномасштабное строительство началось именно в 1974 году.

В строительстве важнейшей транспортной артерии было задействовано около 2 миллионов человек. Коллективы предприятий по всей стране брали под шефство возведение объектов, бригады из 15 союзных республик соревновались в скорости и качестве. Осенью 1984 года строительство было практически завершено, а все внимание приковано к двум знаменитым бригадам Варшавского и Бондаря. Навстречу друг другу они двигались на протяжении 10 лет.

Мэтр рязанского телевидения Станислав Номероцкий на БАМе был много раз. Тогда он работал на Читинском областном телевидении. Стыковку ждали все, но исторический момент на камеру снять не успели. Пришлось делать второй дубль.

БАМ - это не только стройка, это молодость, романтика, а еще творчество. О магистрали сочиняли стихи и песни. Многие артисты ездили поддержать добровольцев своим творчеством. Надежда Кольцова в 1985 году в составе агитпоезда отправилась на БАМ как участница нового тогда рязанского ансамбля "Радуница".

Вышли из поезда, стояли, смотрели, вот через 5 километров — Китай. Господи, куда нас занесло! В такую даль! А потом резко на север свернули, и там уже встречались, давали концерты, тем, кто строил, кто руководил стройкой. Можно сказать современным языком, это была молодежная тусовка.
Надежда Кольцова.

Сегодня БАМ и Транссиб расширяются. Это дает мощный импульс для дальнейшего развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. И вклад первых строителей магистрали переоценить невозможно.

Комментарии

Комментировать: