В школах упростят изучение фонетики русского языка

Общество

Минобрнауки изменило стандарты для младших классов. Например, в программе обучения русскому языку будет значительно сокращен раздел «Фонетика», освободившиеся учебные часы планируют потратить на развитие у учеников навыков устной и письменной речи. Почему мнения образовательного сообщества об инициативе разделились?

Споры, как именно нужно преподавать русский язык, возникают регулярно. По одну сторону учебника – поклонники упрощенного метода. Их аргумент: если главная задача – научить ребенка правильно писать, почему бы не подключить литературу. Много читая, ребенок уже запомнит облик слова. Их противники – апологеты классической школы, предполагающей подробный разбор всех разделов науки о языке – лингвистики. Позиция понятная: лишь так можно уяснить природу языка. Ведь даже у взрослого человека с высшим образованием активный лексический запас не превышает 10 тысяч слов. В общеизвестном словаре Даля их 200 тысяч. Увидеть и запомнить их все невозможно, зато написать верно, ориентируясь на нормы и правила языка, вполне под силу.

Я считаю, что без фонетики на данный момент обойтись просто невозможно. Невозможно научить ребенка чтению и письму без обращения к фонетике. Потому что каждый ребенок должен уметь слышать звучание слова
Елена Захарова, учитель начальных классов Хиринской начальной общеобразовательной школы-филиала Рязанской СОШ

В первом классе такими лингвистическими терминами еще не оперируют. Между тем изучение фонетики начинается сразу, как ребенок садится за парту. Процесс сродни познанию мира в целом: сначала дети начинают слышать и говорить, и лишь затем писать и читать. Фонетика обеспечивает связь между устной и письменной речью. И вот по новым стандартам на нее обратили внимание. В Министерстве образования посчитали, что так много часов, как сегодня, уделять звукам не стоит.

Изменения – своеобразная смесь русского языка и математики. Из лингвистики вычитают часть значительного раздела фонетики. И что получится в результате такого примера, не знают, видимо, даже в Министерстве образования. Пока эксперты решают, нужно ли ребенку после начальной школы уметь делить слова на слоги. Зато уже определили, что фонетический разбор и транскрипция – лингвистическое и педагогическое излишество. Учителя уже говорят: придется искать пути, как вложить в детские головы то, что не вместит новая программа.

Мы всегда стараемся дать детям больше объем, чем у нас есть. Мы занимаемся дополнительно. Я думаю, что мы будем компенсировать внеклассными занятиями. Отразится это или нет, мы сможем узнать, только когда поработаем
Надежда Тучинская, учитель начальных классов Хиринской начальной общеобразовательной школы-филиала Рязанской СОШ

Спустя 100 лет после реформы русской орфографии, когда язык был упрощен, вокруг лингвистики вновь дискуссии. Освободившиеся часы в Минобре планируют отдать под развитие устной и письменной речи. С тем, что это тоже необходимо, учителя не спорят. Вот только как правильно совместить теорию и практику, пока не знают.

Комментарии

Комментировать: