Было как будто вчера: жительница Скопина Ираида Ушакова вспоминает военное время

Общество

Участников Великой Отечественной войны в нашем регионе осталось всего 109. Память хранят и дети героев. Совсем юная на момент начала войны Ираида Ушакова поделилась с нашей съемочной группой воспоминаниями страшных лет.

За этими окнами - живая память Скопина. В окружении близких, что улыбаются с многочисленных фотографий, начинает свой новый день Ираида Николаевна Ушакова. Ей - 90, и в ее альбомах  скрываются удивительные истории семьи, что оказались частью военной летописи целой страны.

Вот ветка отца: дед, бабушка - железнодорожники, сам Николай Ушаков - телефонный техник, он первым увидел немцев, что наступали на Скопин. Конец ноября, жуткий мороз, вместе с напарником и молодым подмастерьем чинили обрыв проводов на окраине.

Когда немцы подъехали, на столбе – Вася, старший, и кто у них первый на мотоцикле, снимает автомат и Ваську на глазах наших двух отцов застрелил. Отец с дядей Ваней, у того – двое, у папы — две дочери. Они — ни живы, ни мертвы, понимают, что очередь ихняя. Он посмотрел на папу, велел снять валенки, у папы был переносной планшетик, он снял валенки и встал на этот планшет. Так он выдернул этот планшет и бросил с горы, и отец остался в носках стоять на морозовой на земле.
Ираида Ушакова.

Ценой новых подарочных валенок, отец ее остался жив.

Мама же – телефонистка, в тот ноябрьский день дежурила. Работы не было, общалась с напарницей из Ряжска.

Я говорю: «Мария Ивановна, хочешь послушать немецкую речь?» Та: «Давай». Я, говорит, в Павелец включу, немцы за коммутатором, в Михайлов включу, немцы за коммутатором. В два часа немцы начали ломать парадную почты. Перед тем, как уйти, мама сняла наушники, включила Ряжск: «Мария Ивановна, больше не звони, немцы рвутся у нас в парадную». А ее слушал уже сам генерал Руденко, который в Ряжске командовал воинскими эшелонами.
Ираида Ушакова.

Так батальон морской пехоты 84-ой отдельной мотострелковой бригады вместо Михайлова пошел на Скопин, и город был освобожден.

Отец же Ираиды Николаевны почти сразу отправился на фронт, отказавшись от брони.

Папа откатил перед войной лес и собирался построить новый дом. Но когда папа ушел на фронт, он писал маме: «Девчонки, чтоб не замерзли, пили лес. Если буду жив, построимся, если нет, то он тебе все равно не нужен».
Ираида Ушакова.

Лес, конечно, пустили на дрова, но папа вернулся и дом построил. И семья росла и процветала, будто весенний сад, переживший ужасы зимы. Мечтала увидеть Калининград, где отец воевал, признается Ираида Николаевна в конце встречи, и улыбается - не продали билет на авиарейс. 90, конечно, предельный возраст для полетов, но не для нее, в грядущие майские праздники она обязательно будет в центре событий.

Комментарии

Комментировать: