Чем уникально наследие зодчего Николая Воронихина?

Общество

Историки и краеведы в эти дни вспоминают большой пожар в Рязани. 180 лет назад он уничтожил деревянную часть города. После этого началось массовое строительство каменных зданий. Период с 1836 по 1860 годы — время архитектурного расцвета Николая Воронихина. Центр за это время буквально преобразился.

«У этой улицы в Рязани, что ведет прямо к храму, особый настрой», - уверяют многие. Будто знак небес: Все будет хорошо. На это, видимо и рассчитывали архитекторы, которые закладывали Кремль. Особым изяществом выделяется четырёхъярусная колокольня. Хотя строили ее один за другим четыре архитектора более 50 лет, она сохранила гармоничную цельность и классическую стройность.

Выбором места ее мы обязаны костромскому архитектору Воротилову. Колокольня, казалось бы, закрывает Успенский собор, а на самом деле она как бы втягивает Кремль в большой город.
Игорь Канаев, краевед.

Первые два яруса проектировали известные в конце 18 века архитекторы Русско и Тон, а затем строительство на целых два десятилетия было заморожено. По важной причине. Рядом стал разрушаться Успенский собор. И меценаты бросили все средства на его спасение. Возобновилось строительство колокольни только, когда в 1836 году в Рязань приехал Николай Воронихин - племянник знаменитого Андрея Воронихина - автора Казанского собора в Питере. Рассказывают, что питерский зодчий работал над проектом тщательно. Выверял, менял, просчитывал. Последние два яруса с 25-тиметровым шпилем - его гениальная задумка.

Гениальность Воронихина в том, что он нашел правильное завершение. И по высоте, и то, что он добавил еще один ярус с ангелочками, очень украсило весь Кремлевский ансамбль.
Игорь Канаев, краевед

Николай Воронихин был главным архитектором Рязани 24 года. И за это время город преобразился. В исторических книгах сохранились фотографии роскошного внутреннего убранства бывшего здания Дворянского собрания, к которому тоже приложил свою талантливую руку Николай Воронихин. Он сумел не только с тонким изяществом соединить свой проект дворцового стиля с выстроенным до него зданием архитектора Милюнова, но благодаря ему, на фронтоне появились гербы уездных городов.

Талант его в том, что он соединил ранее классическое произведение с ренессансом. Родившись в Петербурге, он почти 30 лет отдал Рязани. Благодаря ему, мы имеем такой кусочек Петербурга.
Игорь Канаев, краевед.

Имея такой убедительный пример высокого и бережного подхода к королеве искусств - архитектуре, современные архитекторы сегодня могли бы не слишком увлекаться штампами и бездушными высотками. Хотя бы в центре города. Но пока истинное лицо Рязани постепенно стирается. Возможно, главная причина в том, что Воронихины к нам не приезжают?

 

Комментарии

Комментировать: