Сегодня весь литературный мир отмечает 99 годовщину со дня рождения русского писателя, Нобелевского лауреата Александра Солженицына. Как известно, в середине 20 века он жил в Рязани, преподавал в рязанской гимназии №2 физику и астрономию. Здесь он написал «Один день Ивана Денисовича». Здесь, в течение 13 лет, он был счастлив со своей первой женой Натальей Решетовской. Об этом — только что вышедшая пьеса известного рязанского краеведа Владимира Крылова «Атос и Джемма — пленники любви».
Этой красивой пары давно нет, но их драматическая любовь не дает покоя потомкам. Владимир Крылов рискнул написать об этом пьесу. Необычное название ее объясняет так.
Автор уверяет, что его давно не отпускал яркий момент из жизни Александра Солженицына и Натальи Решетовской - их пронзительная встреча после долгой разлуки. И ему захотелось перенести ее в сценическую плоскость. Как известно, пока Александр Исаевич сидел 8 лет в лагерях, его первая жена с ним развелась и вышла за другого. Но после возвращения бывшего мужа на свободу, они встретились в столице у друзей. И все началось снова.
"Я давно, я давно не писала тебе.
Очень трудно писать мне стало.
Как-то все-таки шло и жилось, а теперь
Я совсем себя потеряла."
Стихи женские, а написаны Александром Солженицыным. Так поэтически он перевел письма своей первой жены Натальи Решетовской ему в лагерь.
Возможно, эти 9 стихотворений, которые Солженицын передал Решетовской после долгой разлуки, и стали той искрой, которая разожгла новый костер их любви. Они вновь поженились и стали жить в Рязани. Владимир Крылов говорит, что все диалоги в пьесе основаны на документальных материалах, да и сам автор был хорошо знаком со своими героями.
Пьесу о любви Владимир Крылов назвал драмой. Ведь любовь Солженицына и Решетовской после той роковой встречи продлилась всего 13 лет. А затем в столице писателю встретилась другая Наталья - Светлова. Она родила ему троих сыновей. И, кстати, будущий музей к 100-летию Солженицына в Рязани - ее заслуга. Только это уже новая история. А в пьесе "царит" другая женщина, которая после ухода мужа не хотела жить.
Только это не помешало Решетовской в своих многочисленных мемуарах не всегда лицеприятно вспоминать о бывшем муже. А в новой пьесе, видимо, есть что-то мистическое. Едва ли какой театр возьмется за ее реализацию. Слишком велик объем - 250 страниц. С этим согласен и автор. Наверное, надо сокращать или переписывать. Вот только любовь невозможно переписать заново.