В Скопин на фестиваль гончарного искусства приехали три сотни мастеров

Культура

В Скопине в эти дни шумно и празднично, там проходит международный фестиваль гончаров. Мастера со всей страны и гости из-за рубежа готовы поделиться своими секретами ремесла.

В эти дни жизнь в крошечном Скопине буквально закипает. Пока по небольшим улочкам главного гончарного города Рязанского края, разносятся древнерусские мотивы, туристы уже во всю присматриваются к произведениям керамистов. На центральной площади шумно и празднично фестиваль официально вступает в свои права.

Разукрашенные румянцем и улыбками, стройной шеренгой шагают лучшие гончары современности: 300 мастеров со всех уголков России и зарубежья. Многие одетые в свои национальные костюмы, и это неспроста, главная тема фестиваля этого года - провинциальные города. Выступления скопинских коллективов на открытии - тоже в духе фольклора.

Но безмятежность на фестивале мнимая, пока зрители наслаждаются выступлениями артистов на другой площадке во всю идёт борьба за звание лучшего гончара. И здесь страсти кипят нешуточные. Сейчас гончары выполняют первое задание.

За 4 дня мастерам предстоит преодолеть немало, чего, например, стоит только лепка изделия с закрытыми глазами. И, несмотря на то, что условия, казалось бы, у всех равные, у многих уже на первых этапах начинают возникать трудности. Александр - гончар из Старого Оскола уже и сам мастер, и ребят маленьких гончарному делу обучает, но вот со скопинской глиной общий язык ему так и не удалось найти, пришлось, просить судей выделить ему более привычный материал.

«Я в Старом Осколе работаю с красной глиной, и она имеет другие свойства, по-другому тянется. Пока смотрим, что получится», - сказал Александр Буров, участник VII Международного фестиваля гончаров, Старооскольский центр декоративно-прикладного творчества.

А ведь судьи неумолимы - будут оценивать не просто красоту, а точность заявленного размера, формы и толщины стенок - это три ключевых показателя качества работы любого мастера. Но пока у гончаров есть время исправить ошибки, члены жюри открывают выставку - гжельской майолики. Эта техника керамического искусства - Всероссийское достояние, аналогов у нее нет.

По сути это раскрашенный от руки рисунок. На светлую эмаль темно-вишневой краской наносят контур, он расцвечивается внутри зеленой, коричневой, желтой и синей красками, в состав которых добавляют глазурь. Словом Скопин в эти дни живой центр самого древнего и не стареющего искусства - гончарства. Где любой желающий сможет прикоснуться не только к родным фольклорным мотивам, но и заглянуть в душу зарубежных мастеров.

«Вот здесь есть изображение дерева - дерево счастья. У нас много школ керамических в Узбекистане, мы представляем свою школу, а есть еще Самаркандская школа», - сказал Бахтиер Назиров, участник VII Международного фестиваля гончаров, Узбекистан.

И все они отличаются в первую очередь цветовым решением. Самый узнаваемый во всем мире конечно бирюза. Бахтиер - один из членов жюри, вместе с председателем Ралиёй Мусиной, они уже совсем скоро выберут лучшего гончара 2019 года.

«Мы даем возможность увидеть гончарам разных мест настоящее исконно русское гончарство, где была хорошая традиция и долгая история. Каждая школа приезжает с локальными очень интересными приемами», - сказала Ралия Мусина, профессор Московской государственной художественно-промышленной академии.

По мнению профессора, именно возможность глубокого внутреннего развития участников, за несколько конкурсных дней, и есть главная ценность Скопинского фестиваля, дающего почву для роста гончаров и роста культурного багажа зрителей.
 

Комментарии

Комментировать: