В этом году исполняется 160 лет со дня рождения рязанского архитектора Ивана Цеханского

Общество

Среди его работ — богадельня сестер Титовых, Дом Общества Трезвости и Триумфальная арка перед Соборным бульваром, которая была сделана из дерева.

В 1895 году, когда праздновалось 800-летие Переславля-Рязанского, вот он справа от нас, Соборный бульвар как раз к нему ведет, в наш город приезжает Иван Степанович Цеханский. И первое произведение очень удачное и талантливое, сравнимое с лучшими триумфальными арками столичных городов, стояло здесь, на этом месте.
Игорь Канаев, краевед.

Триумфальная арка Цеханского открывала вход на Соборный бульвар, тем самым встречала гостей города. Постройка была выполнена из дерева, украшена двуглавыми орлами и гербом Рязанской губернии. Сегодня на ее месте стоит уже каменная колоннада, возведенная в 50-х годах прошлого века. 

Для архитектора Ивана Цеханского знаковым является начало 20 столетия. В эти годы мастер увлекается эклектикой, тогда он создает один из своих самых известных проектов - церковный корпус в епархиальном женском училище. Сегодня здесь располагается РГУ имени Есенина.

Стремление не просто построить нечто свое, а очень красиво вписать, сделать примыкание к основному корпусу, не обидев предыдущего архитектора — Стопычев это делал, корпус основной. Он очень грамотно подошел к этой работе, и они смотрятся как единое целое.
Игорь Канаев, краевед.

Тем не менее, постройка имеет и индивидуальные архитектурные особенности, например, округленное оформление окон, мягкий руст, то есть рельефная кладка, и уникальная входная группа.

А к этому проекту в селе Городище Иван Цеханский относился с особым трепетом. Архитектор был глубоко православным человеком и чаще всего посвящал свой талант строительству церквей и храмов. Этот, в честь великомученика Георгия Победоносца, был возведен в 1897 году на месте старой деревянной церкви. Красная кирпичная кладка и самобытные узоры выделяли постройку среди одноэтажных серых домов.

Иван Степанович использовал все элементы древнерусского стиля, характерного для деревянной архитектуры. Это и колонночки и закомары, и завершения такие красивые, и карнизы с бегунцом, такой архитектурный стиль, такой в каменное зодчество перешло из деревянного зодчества. Кстати, он хорошо знал деревянное зодчество Рязанского края и всей страны, поэтому активно пользовался этим при строительстве всех храмов в городе нашем и области.
Игорь Канаев, краевед.

Способность сочетать настолько разные архитектурные стили и выделяла Ивана Цеханского среди остальных мастеров.

В областном центре осталось еще несколько работ Ивана Степановича, ярких построек в неорусском стиле.

Комментарии

Комментировать: