Людей смущает рыбный запах, избавиться от которого не помогают даже фильтры. Претензии на качество воды поступают в основном от жителей Кального и Дашково-Песочни. А между тем в районе есть зарезервированные артезианские скважины, но добиться права воспользоваться природными источниками оказалось непросто. Об экологической безопасности и внедрении системы мониторинга воды, воздуха и почвы говорил в Послании Федеральному Собранию Президент Владимир Путин. Почему разобраться на местах с проблемой качества ресурсов оказывается так сложно?
С 20 января областной центр в поисках чистой питьевой воды, из кранов в нескольких районах города течет зловонная, жалуются рязанцы.
- Что с водой в центре города?! Воняет тиной! Сначала воздух, теперь вода.
- Не только в центре, в Кальном тоже самое. Отвратительный запах.
- Улица Фирсова - невозможный запах рыбой! Звонили в «Водоканал», сказали массовые звонки идут, разбираются в причине, берут пробы воды.
- На Новосёлов тоже самое.
Вот уже несколько дней причину запаха, и опасна ли вода для здоровья, выясняют сотрудники лаборатории качества питьевой воды, проверяют фильтры и очистные сооружения. Источник проблемы удалось выяснить не сразу.
Основная артерия областного центра – Ока, отсюда берут воду, которая потом поступает в дома. Окский водозабор находится ниже по течению. В свое время при Чумаковой это стало прорывным решением водного вопроса - подземных ресурсов областному центру катастрофически не хватало, на многие улицы воду давали по расписанию.
Сегодня речную воду разбавляют артезианской, но её мало. Решить проблему могли бы два резервуара на несколько тысяч тонн чистейшей артезианской воды, которые находятся вот под этими трубами, но пить её рязанцы не могут. Сегодня от насосной станции остались лишь стены, да редкие обломки труб, хотя совсем недавно здесь добывалась вода для большей части Дашково-Песочни.
Еще в 2000-х между улицами Тимакова и Боголюбова работал целый комплекс по добыче более 25 000 кубометров воды в сутки. Она очищалась от лишнего железа и по трубопроводу подавалась на все соседние улицы, Кальное и в другие районы областного центра.
12 скважин, имеющих государственную регистрацию, пробуренные в три водоносных горизонта, и сегодня могут обеспечить более 200 000 жителей Рязани водой, рассказывают городские активисты. Но землю эту совсем недавно на публичных слушаниях рекомендовано было перевести в категорию общественно-жилой застройки. Обескураженные таким решением жители соседних домов решили бороться сообща.
Склонившись над картой, бывший собственник, показывает, где располагается его единственная скважина. Хотя в 2002 году, по словам мужчины, именно он выкупил у Рязанского завода электронных приборов 6 скважин, и пробурив еще столько же, фактически заново запустил советский комплекс по добыче артезианской воды. Но продавать её рязанцам можно было только через городской «Водоканал».
Сегодня он боится показывать свое лицо и называть имя, компромисса в решении водного вопроса так и не найдено. Теперь получается, что артезианские скважины просто накроют бетоном, участок земли был продан и фактически приготовлен под строительство. Мужчина проигрывает одно разбирательство за другим, а рязанцы - первое сражение за чистую воду.