Мы продолжаем телерадиомарафон «Низкий поклон вам, ветераны». Сегодня расскажем об уроженце Скопина, зенитчике Александре Якушине. Александр Якушин говорит, что самое страшное воспоминание – это не налеты врага, а ужасающие картины деревень и городов, какими их оставляли после себя немцы.
Александр Якушин из тех, для кого Великая Отечественная – не просто страница из учебника. Это солидный том в его жизни. Сегодня ветеран свои воспоминания бережно переносит на бумагу – память подводит все чаще. А ведь событий хватило бы на несколько человек. Например, фашистов Александр Степанович впервые увидел еще до того, как попал на фронт. В 1941 году отдельные вражеские подразделения зашли в Скопин. Предупредили: если за сутки погибнет хоть один немец, расстреляют все мужское население города. Начались проверки: искали тех, кто мог служить в Советской армии.
Там 15-летнего Сашу заставили раздеться до белья, проверяли, нет ли военной амуниции. Убедившись, что подросток не представляет опасности, его отпустили. А в 1943 году Александр Якушин встретился с врагом уже на фронте. Призывника определили в зенитные войска. Его задача была не столько сбить самолеты противника, сколько отогнать их от охраняемого объекта – моста, аэродрома или склада. Порой, вспоминает Александр Степанович, помогали сами фашисты, даже не желая того: к примеру, одно из подразделений всегда совершало налет строго в 22.30. Эта четкость была на руку советским войскам. А самое страшное воспоминание – это не налеты, а то, какими немцы оставляли после себя города. Так, в Сталинград часть Александра Якушина подошла уже после окончания боев. А казалось, что только-только смолкли выстрелы.
Его поколение словно из танковой брони: военные тяготы, восстановление лежащей в руинах страны, переломные 90-е – они перенесли все, раз за разом доказывая, что победителями они стали по праву.