В Рязани набирает популярность музейный центр имени Солженицына

Культура

Рязанский музейный центр имени Солженицына становится всё популярнее. Новое учреждение культуры открылось в августе. За месяц на экскурсиях побывали сотни поклонников творчества автора. Постепенно о центре узнают и в других регионах.

Кирилл Тимченко, наверное, самый молодой заведующий самого молодого музея Рязани. Его торжественное открытие состоялось всего месяц назад. Планировка старинного здания сохранилась неизменной. Над дизайном экспозиции поработали московские специалисты, которым, кажется, удалось невозможное - незримо расширить пространство комнат, так чтобы в самое маленькое панно уместилась целая эпоха.

Самый большой зал посвящен роману Солженицына «Красное колесо», а вместе с ним и тысячам судеб. Экспозиция построена во многом для индивидуального посещения, чтобы каждый посетитель мог погрузиться и в описываемые события. Очень много интерактивных моментов - каждый может подойти почитать послушать. У каждой витрины можно включить аудиосопровождение, где зачитываются главы или отрывки.

Чтобы зритель представил полную того времени картину, пошли на хитрость, большую часть документов оцифровывали и выложили в интерактивном виде, так они занимают меньше места. Особая гордость - рязанцы - прототипы героев Солженицына.

Есть в музее и зал, посвященный репрессированным жителям Рязанской губернии, в числе которых, словно насмешкой судьбы, оказалась и внучка Салтыкова-Щедрина.

Зал Великой Отечественной, где с армейских фотографий смотрят будущие заключенные советских лагерей.

Центр словно тонкая нить бытия пронзила все самые яркие и события прошлого столетия.

Через всю экспозицию у нас проходят две основные линии. Это линия самого дома, здание очень старое — 19 век, оно во многом связано с историей нашего города. Вторая — это биография Солженицына.
Кирилл Тимченко, заведующий музейным центром имени А.И. Солженицына.

Под руководством Твардовского журнал, как мог, противостоял официальной пропаганде. Нередко, защищая свое издание от нападок властей, Твардовскому приходилось, говоря его словами, «есть мыло» во время вызовов «на ковёр». А в прессе тогда появилась новая мера - «один твард», она обозначала меру стойкости журналиста.

По соседству, буквально через стенку, кабинет цензора, как напоминание о жестких рамках советского благополучия, в тесности которых по всей стране, один за одним, стали рождаться вот такие рабочие кабинеты самиздата.

Поворотным моментом стали времена хрущевской оттепели, когда сменился политический курс партии. Самым ярким примером хрущевской оттепели стал журнал «Новый мир». Его голубую обложку помнят очень многие, сам Солженицын говорил, что если где-то была литература, то в «Новом мире». Расцвет журнала приходится на редакторство Твардовского.
Кирилл Тимченко, заведующий музейным центром имени А.И. Солженицына.

Тогда Солженицына издавали только самиздатом, книги в виде фотокопий прятали в коробках из тортов или в фотоальбомах. Как и ещё несколько десятков запрещенных писателей: Булгакова, Пастернака, Гинзбурга, Хемингуэя, Зощенко, Ахматову, Замятина и многих других. О них - небоявшихся писать, и тех, кто несмотря на угрозу ареста, читал - Центр Солженицына в Рязани.

 

 

 

Комментарии

Комментировать: