Об истории развития гончарного дела рассказывают в Скопинском центре народных промыслов

Культура

Сохранить народный промысел и возродить интерес к ним у нынешнего поколения — этим занимаются в Скопине. Город — центр гончарного мастерства, где всегда задавали высокую планку.

Гончарное дело - одно из древнейших ремесел, которым занимались люди. Первый обожженный сосуд, найденный археологами, относится к эпохе мезолита. А еще раньше мастера использовали глину не как материал для изготовления посуды, а как природное тесто для лепки статуэток и фигурок животных.

На Руси ручной керамикой занимались в основном женщины. Они смешивали глину с ракушками, песком, гранитными частицами и создавали изящные изделия. Впоследствии, когда появился первый гончарный круг, а изобрели его в древнем Египте и индии в 4 тысячелетии до нашей эры, начали открываться мастерские, где работали уже преимущественно мужчины. И мало, кто знает, насколько тяжелый был этот труд. Об истории развития гончарного дела рассказывают в Скопинском центре народных промыслов.

Считалось, что за гончаров замуж отдавать девушку, это обрекать ее пожизненно на очень тяжелый труд. Ей надо было помогать мешать глину, все время в этой грязи, ее мяли, ногами топтали, добавляя всевозможные примеси, чтобы улучшить состав глины.
Ирина Якушкина, сотрудник Скопинского Центра народных художественных промыслов и ремёсел.

Кроме того, трудности встречались и на этапе обжига. Если сегодня, в эпоху развития технологий, гончары пользуются электрической печью, то тогда такой роскоши не было, мастера самостоятельно разогревали огромные печи древесиной.

Такой был тяжелый труд. Гончар туда влезает, в этот огромный горн и укладывает аккуратно, чтобы никто друг к другу не прилип, и в то же время, как можно больше изделий можно было загрузить.
Ирина Якушкина, сотрудник Скопинского Центра народных художественных промыслов и ремёсел.

Каждая работа самобытна, скопинские мастера никогда не повторялись, создавая новые изделия. Старались экспериментировать не только рязанские ремесленники, но и зарубежные гончары. В Скопинском музее гончарного искусства представлены работы мастеров из Латвии, Франции, Польшы, Украины.

Для тех, кто хочет почувствовать себя настоящим гончарным ремесленником, в музее проводят мастер-классы по лепке из глины и работе на гончарном круге. Изделие получится у всех, для этого достаточно следовать указаниям мастера и быть предельно аккуратным. Глина не прощает ошибок, рассказывает гончар, если случайно задел рукой бортик и сосуд накренился, придется начать с начала.

 

 

Комментарии

Комментировать: