Дачники по всей стране внедряют свои авторские программы импортозамещения. За город многие едут не отдыхать, а работать с удвоенной силой и под девизом: «Собственное производство – залог продовольственной безопасности». Что сажают на участках и как борются за урожай?
В этом саду август пахнет медовыми нотами груш, свежестью яблок, тонким и едва уловимым ароматом шелковицы. За несколько десятков лет на этом небольшом участке выросли большинство сортов плодовых растений, выведенных в нашей стране. И каждый год Анатолий Илюшин подсчитывает не просто урожай, а выписывает паспорт соответствия каждому дереву.
Сегодня садоводство в России переживает не лучшие времена, говорит ученый. Рязанская область не стала исключением: большинство саженцев, продаваемых в регионе – южные сорта, которые вряд ли дадут урожай, если вообще приживутся. А ведь когда-то опытные работы проводились по всему региону.
Будучи свободным от всех должностей, он не оставил дела всей своей жизни. Сажал не только популярные и разрекламированные сорта, у бабушек находил редкие дореволюционные сорта деревьев: антоновка земляничная, бабушкинский сорт яблок. Каждый может подробно описать. Анатолий Илюшин признается: переживает, что питомников в регионе нет, и сады практически нигде не сохранились.
Сегодня здесь поспевает шелковица, осыпается гроздьями алыча – желтая, красная – дозревают абрикосы. Актинидия коломикта для него – скорее отвлечение от основной работы, которую он ведет непрерывно. Дневник не только побед, но и проигранных сражений из-за повышения температур и сырости на растения в этом году нападает плесень и болезни южных широт. Несколько тонн фруктов с участка – приятный, но не главный результат его деятельности. Илюшин верит, что рязанцы вернутся к земле, ведь это не только возможность разнообразить стол и сохранить здоровье семьи, но и непременное условие развития человека.