«Искусство, рожденное революцией»

Культура

Художественный музей представил произведения живописи, графики и скульптуры, отражающие основные темы и сюжеты изобразительного искусства бурных послереволюционных десятилетий. Сцены массовых выступлений народных масс, образы «нового человека» – рабочего, колхозника, физкультурника – созидателей нового общества предстанут перед посетителями. Это произведения классиков советского искусства 1920–1930 годов.

«Не приведи Бог увидеть русский бунт бессмысленный и беспощадный» - слова Пушкина звучащие из 19 столетия, как нельзя лучше описывают одну из центральных работ выставки «Октябрь в деревне» кисти выдающегося рязанца Абрама Архипова.

Она написана очень экспрессивно, здесь не выделены главные герои, но работает композиция, за счет динамично прописанной людской массе, которая стремительно мчится все стирая на своем пути. Видимо художник в таком пластическом мотиве выразил свое отношение и понимание тех событий, свидетелем которых он явился.
Ирина Денисова, заместитель директора по научной работе Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина

Отношение к революции и сегодня раскалывает общество. Что уж говорить о свидетелях тех лет. Художники так и подавно крайне долго определялись со своим отношением к большевикам,  и в 1918 году написано было всего несколько полотен на тему революции. Тем ценнее сегодня коллекция собранная Рязанским художественным музеем. Где как нельзя лучше показан резкий переход от паузы негодования к творчеству соцреализма, который разве что не канонизировал коммунизм.
Появилось совершенно другое отношение к главному герою, и если крестьян писали до революции и в 10 годы писали их подчеркивая лучшее — удаль и жизнелюбие, то в постреволюционную эпоху появляется образ крестьянина хозяина земли. Он начинает доминировать в пейзаже, окружающем пространстве, таких акцентов раньше не было, хотя, казалось бы, та же тема.
Ирина Денисова, заместитель директора по научной работе Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина

Но все же центральной фигурой выставки, как впрочем и событий тех лет стал не народ - Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Вождь мирового пролетариата, работы скульптора Андреева - по-отечески с заботой и где-то свысока вглядывается в каждого проходящего. Судьбой своего создателя, открывая изнанку уже коммунистической России. Андрееву писавшего Ленина с натуры, был дан заказ создать фигуру Ильича для Совнаркома. Чтобы мирское автора не отвлекало, денег, как полагается, не давали, лишь предъявляли все новые и новые требования. Комиссии сменяли одна другую, лицо живого вождя забывалось - работу не принимали. Бесплодную лениниану растянувшуюся на несколько лет прервала лишь смерть художника. Заказ так и не был выполнен.

Комментарии

Комментировать: