Экспозиция рассказывает историю развития грамзаписи. Посетители могут не только увидеть грампластинки и первые музыкальные проигрыватели, но и услышать дореволюционные, военные и советские записи, правда, уже при помощи современных цифровых технологий. В коллекции более четырех десятков экспонатов и практически все они достались музею в дар. Долгое время их хранили в фондах и вот теперь, они впервые увидели свет.
140 лет назад говорящий человеческим голосом фонограф воспринимали не иначе, как «необъяснимое чудо природы». Долгое время изобретателя устройства Томаса Эдисона считали волшебником, способным поместить в деревянный сундучок чревовещателя. То, что механический аппарат стал началом эры аудиозаписи, в мире осознали чуть позже. Спустя десятилетие появилась усовершенствованная версия фонографа - граммофон, а в начале 20-го столетия его сменил патефон. В годы Великой Отечественной музыка из этого чемодана была словно прикосновением к мирной жизни, она поднимала дух оставшимся в тылу, и помогала тем, кто на передовой.
«В основном, коллекции и состояли из таких вот дарений, потому что в данном случае эта эпоха не так далеко от нас ушла, и люди не осознавая, может быть, ценности этого всего, ведь сперва мы это всё выбрасываем, как старый хлам, а потом начинают жалеть. А некоторые говорят: "А мы принесли в музей", а мы заботливо всё собираем и храним», - рассказывает Михаил Урманов, заведующий историческим отделом музея-заповедника «Рязанский Кремль».
Среди экспонатов и граммофонные пластинки советских времён. В России они появились в начале 20-го столетия. Первые записывающие диски были из цинка и каучука, а позже их начали делать из органического шеллака, они считались довольно тяжёлыми, но в тоже время и хрупкими. Привычный же для нас вид грампластинка приобрела лишь после Второй Мировой войны. На сказках и стихотворениях, озвученных Мироновым и Папановым, выросло не одно поколение детей. А вот виниловые пластинки с эстрадными шлягерами в советские времена были в дефиците. Наши бабушки и дедушки до сих пор помнят, какие очереди выстраивались перед магазином «Мелодия», чтобы купить записи любимых исполнителей.
«Огромная доля ностальгии посетит каждого человека, который увидит эту выставку. Вспомнит, какие у него были грампластинки, вспомнят люди, какие у них были патефоны и даже граммофоны, какие были проигрыватели. В этом случае можно сказать так, существует два выражения на счёт каких-то событий, некоторые говорят: "К счастью, это теперь история", а в данном случае, можно сказать: "К сожалению, это уже история"», - говорит Михаил Урманов.
И даже в век компьютерных технологий, патефон и виниловая пластинка - бессменные спутники истинных меломанов, которые уверены, в таком исполнении джазовые шедевры и хиты 70-ых звучат звонче и приятнее уху, чем в цифровой обработке.