Рязанский краевед Александр Чугунов в течение многих лет искал доказательства тому, что картина «Келейник » известного художника-передвижника Абрама Архипова написана с Солотчинской натуры. В документальных источниках подтверждения не было, но открытие всё же удалось сделать.
Будто родной дом, делится Александр Чугунов, окидывая взглядом окрестности. Он помнит советское прошлое этой обители, здесь был его детский сад, а в храме святого духа, на втором этаже, располагалась библиотека, где работала мама - Зоя Валериановна Чугунова, здесь как раз и стоял ее рабочий стол, а из окна был вид на древние монастырские стены. Именно мама подарила сыну загадку, над которой он размышлял почти десять лет. Она всегда говорила, что среди Солотчинских работ Абрама Архипова - художника из числа передвижников, часто проводившего здесь лето - были не только знаменитые крестьянки в красном.
Точнее это был не рисунок, а гелиогравюра с картины из дореволюционного издания о русской живописи. Потеряв цвет работа ярче проявила формы, и в изгибе арки действительно читается часть крепостной стены Солотчинского монастыря. Однако, где же та точка с которой увидел автор келейника? Ответ пришел недавно - в виде рисунка Николая Фреймана - известного исследователя зодчества. Он изобразил часовню, что была в восточной башне монастыря, и сделал внизу приписку.
Вот она та самая арка, здесь видимо стояла избушка, низенькая, потому как ни на одной парадной открытке извне ее не видно. Где-то в стене свежая кирпичная кладка, где-то металлические крепления - свидетельства ее существования, изба примыкала к стене вплотную и имела выход в башню, чтобы келейник легко мог пройти в часовню принять требы. На картине Архипова он в минуты отдыха таким же теплым летним днем кормит птах - светлый человек в полный свет обители - это почерк мастера, удивительно наполнявшего мир своих картин солнечными бликами. Эта история теперь станет частью экспозиции музея монастыря, куда Александр Чугунов передал копии найденных свидетельств того, что келейник действительно жил в этих стенах.