Экспозицию презентовал сам коллекционер — собиратель русского авангарда Валерий Дудаков. Выставка посвящена одноименному сообществу художников. Представители этого объединения стремились освободить живопись от литературности, вернуть только ей присущие средства: цвет, линию, пластику, красочную лепку форм.
Работы авангардистов 20 века полгода назад уже выставлялись в залах Рязанского художественного музея. Но то была так называемая вторая волна авангарда - авторы, творившие в 1960 годах. Сегодня же здесь - полотна основоположников течения в России. История объединения «Бубновый валет» берет начало в 1910 году - тогда в Москве открылась одноименная выставка молодых живописцев. Она сразу же привлекла внимание общественности. Ведь в то время бубновыми валетами называли воров и мошенников. Поэтому название, придуманное лидером движения - живописцем Михаилом Ларионовым - звучало смело и дерзко.
В своем творчестве молодые московские художники ориентировались на современные западноевропейские направления - постимпрессионизм, кубизм, а также работы Сезанна, Матисса и Гогена. Картины, представленные на выставке - это часть обширной коллекции московского искусствоведа, писателя Валерия Дудакова и его супруги Марины Кашуро. На счету коллекционера более 200 выставок в России и за рубежом. Однако в последнее время все чаще организует экспозиции именно в провинциальных музеях.
Одна из жемчужин коллекции: картина Михаила Ларионова «Прогулка» - если присмотреться, то можно увидеть, что в центре холста проходит шов – напоминание о тех десятилетиях, когда картина была разделена надвое. Валерий Дудаков правую половину купил в 76 году за 2 тысячи рублей, а вторую - ровно через 30 лет - уже за 50 тысяч долларов.
Объединение «Бубновый валет» просуществовало недолго - уже через два года после создания, между членами сообщества начали возникать творческие разногласия. Последняя выставка состоялась в 1917 году. Но, по словам искусствоведов, несмотря на короткий срок, «Бубновый валет» определенно оставил глубокий след в истории русской культуры, и, как говорят художники, прорубил окно в современное европейское искусство.