13 февраля — день рождения кинокамеры

Общество

Изобретению мы обязаны Уильяму Диксону и братьям Люмьер. Устройство подарило человечеству возможность смотреть фильмы и следить за событиями в мире и регионе по телевидению.

Сейчас эту камеру можно увидеть только в кино, музее или на старых фотографиях, но именно с нее началась история рязанского телевидения. На «Киноры» снимали концерты, материалы о сельском хозяйстве и производстве. Это было в 80-х годах прошлого века. Тогда в регионе открылась телерадиокомпания ГТРК «Ока». Работать приходилось с пленкой, заряжали ее в кромешной тьме, чтобы не засветить. На одну бобину умещалось 10 минут материала. 

 

Вот на эти 10 минут надо было снять 3 сюжета. Полноценных сюжета, полторы минуты, две! Любой репортаж, снятый на кинопленку, мог выйти в лучшем случае на следующий день, а обычный вариант на третий день.
Владимир Синяев, телеоператор ГТРК «Ока».

Для сравнения сейчас техника позволяет выйти даже в прямой эфир, а среднее время на подготовку сюжета - всего несколько часов. На смену «Кинору» через 3 года пришли бетакамы, название народное. Камеры могли писать звук и картинку одновременно, до этого использовали разные устройства. Благодаря чуду техники начался расцвет авторских программ, появился «Субботний канал», который приковывал внимание зрителей не только Рязанской области, но и Липецкой, и Тамбовской. 

Весит видеокамера 16 килограммов, на пояс вешали аккумулятор, это еще 5, в сумме получалось больше 20. Работать с такой ношей операторам приходилось целый день, и не просто переставлять с места на место, а буквально не выпускать из рук.

 

Мы со штатива практически не снимали никогда, потому что она очень хорошо на плече лежит, и приходилось снимать репортажи очень легко, потому что она плотная, и кадр всегда такой статичный.
Владимир Синяев, телеоператор ГТРК «Ока».

Сейчас - новая эпоха. В 2018 году ГТРК «Ока» перешла на цифровое вещание. У операторов - самое современное оборудование, а студия полностью автоматизирована. Десятки светильников, которые раньше поправляли вручную, сейчас управляются одной кнопкой, а съёмки ведутся с нескольких камер.

Зайдя в студию первый раз после ремонта, я была просто в восторге, у меня были распахнуты глаза, открыт рот от удивления, потому что я не ожидала, что будет так все красиво. Сейчас студия действительно соответствует федеральному уровню, и она меняет цвет, от зеленого до голубого, до синего.
Ольга Андреева, корреспондент и ведущая программы ГТРК «Ока».

В студии максимально постарались сделать живую картинку. Например, за этим стеклом идет реальное действо, во время эфира работает целая творческая бригада - это режиссер, его ассистент и звукорежиссер. Изменилось и качество картинки, зрители видят ее в формате высокой четкости. Оборудование, которое сегодня применяется на ГТРК «Ока», самое современное в регионе, аналогов ему пока нет.