«Синий в кубе». В Рязани открылась выставка Веры Голубевой

Культура

В Музее путешественников открылась выставка мастерицы Веры Голубевой «Синий в кубе». Автор создает костюмы, полотна, скатерти, платки в старинной технике «кубовая набойка». Экспозиция приурочена к IV Международному форуму древних городов, который пройдёт в Рязани с 22 августа.

Мастер «кубовой набойки», лоскутного шитья, традиционного народного и авторского костюма, художник-модельер - все это о Вере Голубевой. Используя старинный народный крой, автор создает современные костюмы, вдохновленные историческими образами. Кроме разнообразных нарядов, Вера изготавливает и разнообразные полотна, скатерти, платки. Любит она и украшения, которые, по ее мнению, органично дополняют костюмы. Они выполняются на основе разнообразных народных приемов - ручное шитье, ткачество, кищение - украшение бахромой концов пояса, краёв головного убора, завески. Но основная техника, в которой Вера Голубева создает свои творения – «кубовая набойка».

На самом деле, все в одной технике, которая называется «кубовая набойка», уникальное крашение холодным способом, когда красишь в бочке с индиго, так скажем, бочка раньше называлась кубом, отсюда название – «кубовая набойка».
Вера Голубева, художник-модельер.

«Кубовая набойка» пришла в Россию в конце 18 века из Китая вместе с красителем индиго - цвет грозового неба и морских глубин. Его особенно полюбили на русском севере и в центральных областях нашей страны. Набивные ткани благодаря красочности были особенно популярны среди крестьян. А узор по сравнению с масляной набойкой - еще одной очень популярной техникой тех лет, считался гораздо более изящным. Его создание было делом непростым, чтобы передать тончайшие линии и узоры, сначала рисунок создавали на медных или латунных пластинах. При помощи тонких металлических гвоздиков. Так в кропотливом труде мастеров получался точечный кружевной узор - он получил название «пико». Он был настолько популярен, что стал поистине народным ремеслом в 19 веке производством «кубовой набойки» занимались деревенские «синильщики». А набойными досками, торговали на всех крупных ярмарках, рассказывает Валерий Голубев. 

Технология очень простая, берется дерево береза, почему береза? Потому что она твердая, подготавливается дерево, наносится рисунок. Все рисунки, которые здесь находятся, взяты из этнографии.
Валерий Голубев, муж Веры Голубевой.

За 8 лет творчества супругам Голубевым удалось создать огромную коллекцию. В нее вошли собранные в экспедициях «кубовые набивные» ткани, набойные доски, предметы оборудования старинной красильни из деревни Кушкопала Архангельской области. Также Вера Голубева переняла опыт мастеров-красильщиков Венгрии и Чехии, где эта традиция не прерывалась и продолжается до сих пор.