Основные промыслы Рязанской губернии представили на новой выставке в Кремле

Культура

В экспозиции — более 600 музейных предметов, фотографий и документов из запасников музея и архивов ГАРО.

Знакомая посетителям шиловская лоза, скопинская керамика и, конечно же, михайловское кружево. Основные промыслы еще Рязанской губернии представили на новой выставке. Её необходимость вызвана отсутствием постоянной площадки для экспозиции. Весной певческий корпус, где она располагалась раньше, был закрыт. Но восполнить этот пробел нужно было обязательно, и показать этнографические коллекции для рязанцев и туристов. Эти коллекции были собраны Рязанским губернским земством.

 

Вообще это было такое общее явление не только российское, но и европейское. Художественные промышленные музеи создавались, которые должны были поддерживать мелкое кустарное производство, и пытаться поднять уровень его до художественности. И для этого создавалась целая сеть Кустарных музеев в России во главе с Московским кустарным музеем.
Анна Дульнева, старший научный сотрудник научно-фондового отдела Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.

Кустарный музей открылся в декабре 1913 года на улице Соборной. Здание, кстати, существует и по сей день. Там собирались старинные образцы и изделия на тот момент современных промысловиков. Музей был, как сейчас говорят, многофункциональным, там располагался учебный центр, центр поддержания кустарей - помогали даже со сбытом изделий. В собрании - в первую очередь текстиль, а еще изделия гончарного, бондарного и других промыслов Рязанской губернии.

Среди экспонатов также есть материал о неизвестном иконописном промысле в селе Солотча, но неизвестен он нам сегодня. А на рубеже 19-20 веков это был большой промысел, сопоставимый по уровню производства и созданию икон с промыслом палеха и мстёры.
Оксана Сахарова, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.

Постепенно из обособленного учреждения Кустарный музей стал отделом современного музея-заповедника, а собрание составило основу большой этнографической коллекции. И сейчас - в год культурного наследия народов России - отличный повод вернуться на век назад и увидеть творения рязанских мастеров.