История создания барельефов на Скорбященском мемориале

Общество

Один воин целится во врага, другой — подносит боеприпасы, третьему перевязывают рану. Этот барельеф знаком практически всем жителям Рязани. Скорбященский мемориальный комплекс, расположенный в Центральном городском парке, был построен в 1985 году, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Над созданием мемориала трудился коллектив авторов: архитекторы Николай Истомин, Анатолий Буслаков, Владимир Сытых и скульптор Борис Горбунов. Его сын Василий хорошо помнит, как шла работа. В то время он учился в 9 классе и еще не предполагал, что тоже станет скульптором, но, тем не менее, уже тогда принимал некоторое участие в создании памятника.

Задача у них стояла непростая. И, как всегда, вечная беда — нехватка времени, приходилось все делать очень быстро. Он меня использовал в качестве натурщика, когда создавал рабочие модели. То есть, первично делаются маленькие рабочие модели, в которых прорабатывается вся композиция, а уже потом по ним происходит увеличение. Ну и тут — кто под рукой — свои. Вот я там изображал бойцов — в одном положении, в другом положении. Естественно, это дело такое непростое – руки, ноги затекают.
Василий Горбунов, скульптор.

Когда рабочая модель была готова, перешли на открытую площадку. Из Ленинграда привезли отдельный цех, специалисты-увеличители по мини-моделям создавали монументальный барельеф. Но всё, как было задумано авторами, сделать не получилось.

Эти рельефы не получилось отлить в материале сразу, формовали, в гипсе устанавливали. Было принято решение — сделать времяночку. Но, к сожалению, так вот эта времяночка так и стоит, рушится, к сожалению. На следующий год приезжали из Ленинграда форматоры — снимали формы под литье, переводить в алюминий хотели, по-моему, в тот момент.
Василий Горбунов, скульптор.

Формы долгое время лежали на одном из рязанских заводов, на то, чтобы отлить алюминиевый монумент, сначала не хватало времени, а потом и сами времена изменились, и барельефы так и остались в гипсе. Перепады температуры, осадки и ветер не щадят изображения батальных сцен. Как говорит Василий Горбунов, городские власти периодически пытаются восстанавливать скульптурную композицию своими силами, но реконструкция требуется глобальная и с участием профессионалов.

Сегодня от первоначального изображения практически ничего не осталось. Фигуры и лица выглядят угловато, многие детали просто стёрлись со временем. Но вернуть барельефам первоначальный вид все-таки можно, восстановить по старым фотографиям. Это очень сложная работа, на несколько лет, но необходимая, ведь это память о тех, кто отдал свои жизни ради мира на Земле. 

Мы воспитываем молодежь. И для того, чтобы было куда им принести цветы, прийти снять головной убор, вспомнить всех, погибших за Отечество, памятники и нужны. Это их миссия, их задача. Поэтому сохранять их как исторические объекты, как незыблемое творчество по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества очень важно и нужно.
Николай Стрелков, председатель Рязанского регионального отделения «Поисковое движение России».

В День Победы здесь вновь зажгут Огонь Памяти, и люди принесут живые цветы - в благодарность за тот подвиг, что совершили воины в 1941 - 1945 годах. И всё пространство вокруг заполнится звуками метронома, отсчитывающего минуту молчания, во время которой каждый вспомнит своего Героя.

 

 

Комментарии

Комментировать: