Инициативу региональных парламентариев поддержали на Федеральном уровне. Рязанские депутаты вышли с предложением в Государственную Думу внести изменения в федеральное земельное законодательство. В частности, речь идет об ужесточении наказания за незаконный вывоз чернозема. Поправки прошли все три чтения и вступили в силу.
Куда там Краснодарскому краю: рязанский чернозем – самый востребованный на рынке. Горькая шутка, подтвержденная сухими, как оставшаяся после деятельности предпринимателей земля, данными. За полгода самовольно сняли и перевезли 15 тысяч квадратных метров плодородного слоя – 2 с половиной десятка стандартных советских 6-ти соток, почти дачный кооператив. И это только выявленные случаи. Нехитрая математика: мародеры, а по-другому таких бизнесменов назвать трудно, снимают полметра земли, умножаем это на площадь около 8 тысяч кубометров – это более 12 тонн чернозема. За кубометр на рынке просят от тысячи до полутора тысяч рублей. То есть нелегальный доход – более 10 миллионов в национальной валюте. Ситуация по-своему уникальная. Как говорят в региональном управлении Россельхознадзора, в других областях проблемы вывоза чернозема практически нет. Рязанская же продолжает терять свои плодородные земли. Правда, тоже не везде.
Кстати, именно в Михайловском районе деятельность ведет фермер Поротиков, отстаивающий свое право на государственные богатства кулаками. Уже после столкновения со съемочной группой "Вестей" он неоднократно фигурировал в сводках – когда сам, когда его рабочие. Сложно даже представить возможный доход. И именно прибыль – причина того, что штрафы фактически не работают. Сегодня они повышены: для физлиц, например, водителей КАМАЗов, перевозящих землю, до трех тысяч рублей, для юридических – до 50-ти. Полугодовой доход таких предпринимателей – около 10 миллионов. Выход – кратность, то есть необходимость выплаты государству такой же суммы, а то и в разы большей, чем стоит вывезенный чернозем – по аналогии с коррупционными делами. Но пока законодательством это не предусмотрено. Более того, отвечают нарушители не по статье "Хищение", им инкриминируют "Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы". Еще один юридический казус касается используемой техники.
То есть сложилась ситуация, когда фактически орудие преступления возвращают преступнику. Хотя чем это отличается от, к примеру, ограбления, когда нож или пистолет становятся вещественным доказательством? Только здесь грабят страну и в несоизмеримо больших объемах. Россельхознадзор намерен выйти с инициативой конфисковывать технику в пользу государства. Может быть, это если и не остановит, то замедлит воровство плодородного слоя.