В России возрождаются традиции семейного бизнеса. По данным Торгово-промышленной палаты, примерно 3/4 малых и средних компаний России — именно семейные предприятия, которые достигли серьезного уровня благодаря упорному труду всех членов семей.
Анна Черных этот бизнес начинала около 8 лет назад, когда поняла, третьего своего малыша не доверит никому. Пришлось открывать собственный детский сад.
Пока государственную поддержку Анна получает, потому что ее бизнес считается социальным. Например, в этом году на средства соцконтракта начнут ремонтировать и расширять бассейн для воспитанников. Сегодня сад рассчитан на 70 малышей, среди которых и особенные дети, инклюзив здесь считают неотъемлемой частью воспитательного процесса.
Внедрять современные технологии в масштабах детского сада помогает младшее поколение семьи Черных.
Именно такая преемственность и отличает семейный бизнес от других форм предпринимательства.
Однако сегодня в России понятие семейный бизнес, скорее, номинальное, то есть фактически он есть, но с юридической точки зрения такого понятия нет. Соответственно, и никаких преференций не имеет. Но все изменится с 1 марта. Согласно новому закону, по словам председателя правительства Михаила Мишустина, владельцы семейного бизнеса смогут создавать специальные фонды, которые будут заниматься вопросами наследства в соответствии с пожеланиями собственников. Сейчас бизнес должен делиться между наследниками в долях, которые определены законом.
Кроме того, на реализацию нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» в этом году выделено порядка 65 миллиардов рублей. Встать на крыло семейному бизнесу в регионах – задача Торгово-промышленной палаты.
По данным опроса, проведённого Торгово-промышленной палатой на 2020 год, более половины малого и среднего бизнеса в России — семейные предприятия. Специалисты уверены, что именно этот бизнес вносит значительный вклад в развитие экономики, и является одним из самых стабильных, так что создать ему дополнительные условия - задача ближайшего будущего.